закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяИдеи для путешествийПознавательное путешествие → Черветери: Город мертвых – город живых.

Черветери: Город мертвых – город живых.



ФОТО

08 февраля 2010 г.

Автор: Анна Петяева

 

Собственно говоря, куда мы едем? Для чего путешествуем? Пространство и время не просто связанные между собой категории, иногда они заменяют друг друга. Мы уезжаем, улетаем, уплываем, движемся прочь от настоящего. От настоящего времени как такового и от своего настоящего. Почему все наши путешествия так упорно ведут в прошлое? С жарким любопытством рассматриваем дворцы, построенные много столетий назад, по стертым ступенькам спускаемся в церкви, погрузившиеся в землю за долгие века существования. "Когда строили церковь, высота мостовой была ниже", - объясняет серьезная монахиня, а сейчас уровень улицы поднялся, и мы видим время, воплощенное в песке, в многослойной плитке, в асфальте. Мы уходим не просто от современности с пестрой рекламой, автомобилями и TV – мы уходим от собственной жизни, полной взрослых забот о хлебе насущном – да мало ли о чем еще заботятся взрослые! Возвращаемся в юность человечества и в собственное детство. Путешествие дает возможность испытать главные чувства ребенка – восторг и любопытство, и выходит, что мы на поезде пересекаем не пространство, а время - или время и пространство становятся равны…

Стирая пыль веков

В работах по истории и археологии Черветери мы читаем: "первые раскопки на территории старого Caere начали проводить в 30-х годах XIX века" – значит ли это, что колоссальный некорополь этрусков до этих 30-х годов никому не был известен? Он не был известен в мире науки, а что касается местных жителей – уж они-то, конечно, прекрасно знали, что если пойти за городскую стену, там есть множество старинных могил или домов, подобных могилам, целый город. Более того, этот город мертвых в жизни живых играл колоссальную роль. Это был источник витиеватых легенд и страшных историй, строительных плит и таинственных артефактов.

 

Местные жители частенько ходили туда, и смельчаки даже брали плиты для строительных нужд. По этому поводу старухи бормотали, что "мертвые камни не принесут счастья". А если счастье строителям все же перепадало, мудрые люди объясняли, что этому дому теперь помогают покойники (или духи). Мальчишки залезали внутрь полуподземных домишек и, освещая себе путь горящей паклей, извлекали из пыли веков терракотовые сосуды, раскрашенные подсвечники. Матери, конечно, ругались: "Ты  что, не знаешь, что это вещи мертвых!" По городу ходили слухи, что Джованни принес из могилы блюдо или тарелку, и ночью приходил покойник, блюдо забрал, а Джованни на три дня потерял дар речи. И после того, как Джованни снова смог говорить, чувство собственного достоинства у него здорово возросло – еще бы, удостоиться посещения жителя того света!

 

Непостоянный нрав обитателей города мертвых, которые то жестоко наказывали расхитителей гробниц, то наоборот – посылали им незаслуженное счастье, издавна был предметом обсуждения в Черветери. О древнем народе, некогда жившем в этих местах, горожанам тоже известно было немало. Точнее, немало придумано. Так что археологи пришли не на пустое место.  Под руководством наиболее активных огородников они и начинали свое славное дело.

 

Да, раскопки начались в 30-е годы XIX столетия, когда возродился интерес к этрускам – загадочному племени.  Этруски после себя оставивили несколько надписей, оружие, предметы быта, по которым можно было судить о высокой художественной культуре, улыбающиеся статуи и - ни единого города.

 

И вот – чудесная находка! Огромный некрополь, копирующий настоящую схему этрусского поселения! Различные стили захоронений отражают различные эпохи: начиная с конца Бронзового века и кончая римским завоеванием. На территории некрополя есть свои улицы, плошали, центр (между впадинами Manganello и Mola) и окраинные кладбища: на северо-востоке Banditaccia (где начинались раскопки), на востоке некрополь Монте Аббатоне, на юге – Собро и захоронение в местечке Сант Анжело, а на востоке курганы на Монтетосто и Цамбра. Все это медленно выступало из-под земли в течение XIX века. И постепенно раскрывалось прошлое города…

 

Упоминаемый  первый раз в описании знаменитой битвы на Тирренском море в 540 году до н.э. город Черветери гораздо более древний, чем эта битва. Его история восходит как минимум к середине IX века до н.э. Старинные поселения и некрополи Sorbo и Cava della Pozzolana расположенны на северо-восточной и юго-западной окраинах туфового плоскогорья. В центре плоскогорья и стоял некогда город этрусков Kaisra (у греков Agylla, а у римлян Caere - Кере). Местные жители вели активную торговлю с греками и финикийцами. Развитие социальных отношений задало пирамидальную структуру города с аристократическими жилищами в центре. Эта же иерархия отчетливо прослеживается и на кладбищах у подножия Banditaccia и Monte Abatone, в центре которых множество курганов княжеского типа.


Наибольшего расцвета Кере достиг в VI веке до н.э., когда торговля шла наилучшим образом, и в город съезжались художники и мастера из Греции и с Ионических островов. Активно шло городское строительство, расширядись некрополи, процветал прилегающий к Кере богатейший порт Pyrgi (в настоящее время Санта Севера).

 

Кроме архитектурных свидетельств этрусского периода, обнаружились списки на золотых пластинках, две из которых – одна на этрусском, другая на финикийском языке - содержат отчет о политических и коммерческих связях этрусского города с Карфагеном. Однако, уже в 70 годы V века до н.э. расцвет Кере пошел на убыль. Симптоматичен конфликт с греками – битва при Куме в 474 году. Сокращалась торговля с югом Италийского полуострова. Постепенно кризис нарастал. В IV веке Кере устнавливает политические связи с Римом и в 273 году становится городом-союзником Рима.

 

III и II века до н.э.характеризуются романизацией Кере. Сама власть исходит от римского претора, все больше представителей местной знати входят в Сенат. Романизация влечет для Кере новый виток процветания, что отмечает Страбон, упоминая его как старинный и прославленный город. Однако от той эпохи осталось не так уж много – только термы Aquae Ceretanae.

 

Средневековый период Черветери не так богат и интересен, как античный. В сущности, это было тяжелое для города время. Он разделил беспокойную судьбу своего могучего соседа – Рима, был захвачен сарацинами и между IX и X вв. оставался под их гнетущим режимом.  Постепенно экономическая жизнь прекратилась, и город погрузился в хаос и запустение. В конце XII века на долю Черветери выпало еще одно испытание: сильнейшая эпидемия малярии, в результате которой остатки жителей покинули свои дома и переселились в крепость Чери.

 

Возрождение для Caere Vetus  (т.е. Старого Кере – в противоположность новому городу в Чери) настало только, когда город в XVI веке перешел под власть фамилии Русполи. На месте старых замков и стен воздвигали новые дворцы. Древние церкви ожили, на площадях появились украшенные фресками дома. В построенном Русполи в историческом центре города Палаццо сейчас располагается городской музей.

Снимок на память

Есть люди, которые боятся кладбищ. Но даже у таких суеверных людей этрусский некрополь Черветери вызвал бы чувство покоя и умиротворенности. Старые деревья, уходящие в небо, пятна солнца на низких, поросших травой крышах… Широкие аллеи и таинственные тропинки – все это напоминает улицы и переулки древнего города. Кажется, что входы в склепы – на самом деле, двери в старинные жилища. Это удивительное сходство домов для живых и для мертвых свидетельствует о том, что в представлении  этрусков загробный мир не сильно отличался от нашего: умершие так же нуждались в просторных комнатах, посуде, еде, питье, мебели, оружии и прочих принадлежностях земной жизни. Заботливо, не жалея времени и места, этруски готовили своим покойникам вечные жилища.  И такие могилы не вызывают страха, потому что напоминают не о конце, а о вечноcти, о тесной связи двух миров.

 

Некоторые склепы открыты для посещения. Символ некрополя Banditaccia – могила с рельефами, аристократический катакомбный могильник IV века до н.э. По периметру погребальной камеры висят неяркие лампочки, и свет их напоминает мерцающий блеск свечей. На стенах видны гипсовые рельефы, представляющие предметы быта, оружие, инструменты и фигуры демонов. В надписях на колоннах упоминаются хозяева склепа - фамилия Матуна.

 

За оградой Banditaccia расположены так называемые Большие курганы. Они открываются для посещения на недолгое время только два раза в день. Но если посчастливится туда попасть, то вы увидите прекрасные образчики погребальной архитектуры, сложные по строению и богато украшенные. Пологие коридоры и узкие лестницы ведут в низкие сводчатые покои в глубине земли. Одна из камер напоминает рыцарский зал: ее стены увешаны фамильными щитами этрусских аристократов. Это  захоронение degli Scudi (с щитами). Вдоль стен другой погребальной камеры расставлены резные кресла с высокими спинками и с подставками для ног, предназначенные для   статуй предков, уполномоченных встречать новичков в мире мертвых и участвовать с ними в потусторонних пиршествах. Это склеп delle Sedie (с креслами) середины VI в. до н.э.
А Могилы Коммуны открываются только с разрешения Главного Управления Археологии Южной Этрурии. Это пять фамильных катакомбных могильников эллинистического периода (т.е. IV-III вв. до н.э.), со сходной структурой и расположением внутренних рельефов. Среди них выделяется двухуровневый склеп Tomba dei Tarquinii. Также это захоронение называется Tomba delle Iscrizioni (Могила с надписями), потому что в нем около 50 надписей, свидетельствующих о том, что здесь лежат несколько поколенй.

 

На востоке равнины располагается небольшая могила VII века под названием Tomba delle Cinque Sedie (могила с пятью креслами). Комплекс некрополей, окружающих Черветери, занимает около 250 гектаров. Это огромное поле для исследователей этрусского периода, но коммуна Черветери с ее почтенной историей вмещает в себе несколько эпох.

 

Если вернуться к теме пространства и времени, это одно из тех мест, где пространство и время смешались. Путешествуя среди лесов, водопадов и скал, попадаешь то в этрусский порт, то в римские термы, то в средневековую крепость…. Покинем жилища мертвых и по via Aurelia вдоль побережья Тирренского моря прогуляемся до Сан Севера. В этом местечке можно полюбоваться на белые развалины порта Пирги, который упоминается в различных классических источниках как порт, принадлежащий этрусскому Кере. В поселении расположены два древнейших храмовых комплекса.

 

Далее, в нескольких километрах от via Aurelia в местечке Sasso di Furbara (Сассо ди Фурбара) – термы Aquae Ceretane. Интересно, что этот памятник открыли совсем недавно: в 1988 году. Помимо построек, предназначенных для мытья, там расположены еще здания, связанные с культом благотворных вод. Попасть в эти римские бани сейчас непросто: опять-таки необходимо запрашивать разрешение в Главном Управлении Археологии Южной Этрурии. Находится термы в частных владениях.

 

Средневековая крепость Чери  возвышается на туфовой платформе. Во времена этрусков это был пригород Кере. Сейчас это – настоящий средневековый город. Особенно замечательны древняя церковь dell’Immacolata Concezione (Непорочного Зачатия) и расписанное фресками Палаццо Torlonia XV-XVI. К палаццо примыкает прекрасный Белый Сад. Его называют так потому, что по старинной традиции все растения, которые там посажены, цветут только белым цветом. С этим садом связана такая легенда. Некогда юный наследник рода Торлони был обручен с прекрасной девушкой. Но невеста незадолго до назначенного дня свадьбы заболела и умерла. Это была какая-то банальная смерть, например, от горячки  – таким превратностям судьбы были подвержены люди средневековья в эпоху антисанитарии и неразвитой медицины. Молодой человек очень переживал смерть девушки и в память о белом подвенечном наряде, который она не успела надеть, посадил в своем саду белые цветы, а все цветы другого цвета приказал уничтожить. Это был своего рода траур, который он поддерживал многие годы. Так и появился Белый Сад. Родители мрачно наблюдали, как их молодой сын чахнет, глядя на белые цветы, но они не теряли надежды, что он одумается и женится на ком-то другом. И в один год они решили нарушить запрет и тайно высадили в саду красные розы. Но в день, когда розы расцвели, молодой человек умер. И с тех пор в Белом Саду уже несколько веков все цветы белые.

 

Сколько дней провести в Черветери? Сколько веков? Если вы спешите, в наиболее сжатом виде время представлено в музее. В залах Палаццо Русполи оно законсервировано надежно: вот этрусские саркофаги, вот античный кратер для смешивания вина с водой, вот статуя Харона из некрополя Сант Анжело…

 

Вечером, вернувшись из путешествия в страну мертвых, можно отдохнуть в величественном зале ресторана Il Re degli Etruschi. Поужинать в компании древних обитателей Черветери. Вдоль стен на креслах сидят неподвижные статуи с загадочными улыбками – вечные участники каждой трапезы. За высокими окнами- панорама старого города, от закатного солнца стены церквей становятся ярко-желтыми, и тени чернеют. 


 

Как добраться:
Регион: Лацио
Расстояние: 40 км до Рима и 35 км до Чивитавеккья.
На машине: Via Aurelia или автострада Roma-Civitavecchia (A/12).
На поезде: линия Roma-Civitavecchia.
На самолете: ближайший аэропорт в Риме.

Полезные телефоны:
Мэрия: 06 89630225
Аптеки: 06 9940006, 06 9942038, 06 9902508
Защита граждан: 06 89630258/280
Главное Археологическое Управление Южной Этрурии: 063226571