закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяНародный Географ → Вспоминая русских моряков

 

Забыли пароль? Регистрация

Вспоминая русских моряков



ФОТО

11 февраля 2009 г.

Автор: Лимонадный Джо

 

 

Церемония памяти моряков легендарного крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", геройски погибших 105 лет назад в неравном морском бою во время русско-японской войны, прошла в понедельник на морском кладбище Владивостока.

Ночью 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года японские боевые корабли открыли огонь по русской эскадре, которая стояла на рейде Порт-Артура. Так началась русско-японская война (1904-1905), которая длилась 588 дней.

 

Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", находившиеся в корейской бухте Чемульпо, ночью 9 февраля были блокированы японской эскадрой. Экипажи российских кораблей предприняли попытку прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступив в неравный бой с японской эскадрой, в составе которой было 14 миноносцев.

 

За первый час боя экипаж российского крейсера выпустил 1105 снарядов. "Варяг" и "Кореец" вывели из стоя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжелые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета "Варяг" был затоплен на мелководье (в надежде на скорое возвращение), а "Кореец" взорван.

 

Позже он был поднят японцами и введен в состав своего флота под именем "Сойя". В 1916 г. Россия выкупила легендарный корабль и направила его на реставрацию в Англию, однако революция 1917 г. спутала планы, и вскоре корабль был продан на лом в Германию. По пути на утилизацию "Варяг" затонул у берегов Шотландии в местечке Ленделфут, где установлен меморианльный знак. См. подробнее в Википедии.

 

Не так популярна история другого крейсера, легендарной "Авроры". Долгие годы его историю тесно увязывали с холостым выстрелом в 1917г., но история корабля оказалась куда более яркой. "Аврора" стала участником Цусимского сражения в апреле (мае) 1905г. и активно участвовала в Первой мировой и Великой отечественной войне. Однако, история корабля началась намного раньше. На флоте не принято называть новые корабли именами тех ,что утонули или пошли на слом. Исключение составляют корабли гвардейские, чье имя переживает сам корабль. Это право Аврора получила еще в Крымскую войну и начиналась у берегов Перу и Гавайских островов!

 

В 1854 году двое матросов с крейсера "Аврора" ( предшественника той самой "Авроры") приняли смерть и были похоронены на острове Сан–Лоренсо, департамент Кальяо,Перу, где теперь установлен мемориальный знак. "Аврора" — последнее русское парусное судно — сорокачетырехпушечный фрегат, совершивший кругосветное плавание. Двое матросов умерли во время стоянки от болезней, ещё восемь во время похода к российским берегам для их защиты. Начиналась крымская война.

 

В Кальяо "Аврора" встретила англо–французскую эскадру. Т.к. телеграфа ещё не было, то о войне, шедшей уже месяц, в порту ходили только слухи. Но эти слухи заставили капитана–лейтенанта Изылметьева поспешить в Петропавловск–Камчатский. Губернатор Петропавловска, Василий Степанович Завойко, был предупреждён о планах союзников дружественным России королём Сандвичевых островов (Гаваи) и готовил город к осаде. Аврора пришлась кстати: часть команды и пушки с одного борта были сняты на берег и сформировали ещё одну батарею. К слову, Аврора оказалась не единственным военным короблем, который не удалось перехватить врагу. Вторым судно было вооруженное торговое судно "Двина".

 

Когда англо–французская эскадра подступила к городу, они, мягко говоря, удивились. И после недуачного боя, когда эскадра встала на якорь за пределами пушек города, в своей каюте застрелился контр–адмирал Прайс. Предпринятый через несколько дней штурм с высадкой десанта был отбит с большими потерями для нападавших. Эскадра получила повреждения, которые заставили её выйти из боя и уйти. За этот подвиг фрегат получил гвардейский флаг: это означало, что его имя не должно было исчезнуть из списков Российского флота, и после его списания название должен унаследовать другой корабль.

По материалам РИА-Новости, Militerra.ru