закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяНародный Географ → Турецкий Будапешт

 

Забыли пароль? Регистрация

Турецкий Будапешт



ФОТО

28 февраля 2012 г.

Автор: eduard

 

 

Турецкий Будапешт

1526 год одна из печальных дат в венгерской истории. 29 августа под городом Мохач, на юге страны, турецкое войско Сулеймана I наголову разбило войско Лайоша II (в битве погиб и сам король) и начало свой опустошительный путь по венгерским просторам. В 1541 г. столица страны Буда была присоединена к Османской империи. Венгрия была расколота на три части: над одной властвовал султан, другая оказалась под гнётом Габсбургов и только Трансильвания сохранила относительную автономию. Турки господствовали в Венгрии до 1686 г., пока объединённая христианская армия Европы, под руковолством Карла Лотарингского, взяв штурмом Будайскую крепость, не погнала турок за пределы Венгрии .
 
Почти 150 летняя оккупация Османской империей привела к опустошению страны. Большинство её жителей были угнаны в рабство. Поскольку недвижимость по закону принадлежала султану, турки не заботились о сохранении зданий. Оставшиеся не сожжёнными города медленно, но неуклонно рушились. Турки строили в основном лишь фортификационные укрепления, купальни, да перестраивали венгерские церкви под мусульманские мечети. После освобождения, венгры, восстанавливая свои города, уничтожали всё, что было связано с турецким владычеством. Однако кое-какие памятники турецкого периода уцелели до наших дней. В Будапеште, они, в основном, находятся на территории Буды.
 
 
Самая северная Мекка     
 
Мекка, как известно самое святое место для магометан. В родной город Магомета стремится попасть каждый кто покланяется Аллаху. Но есть в этом мире и другие места паломничества представителей ислама, одно из них, самое северное, находится в Будапеште на Холме Роз. Недалеко от будайского устоя моста Маргит, напротив Бальнеологического института, круто взбирается вверх горбатая улочка Гюль Баба. Подняться по ней не легко даже тренированному человеку, однако впечатление от увиденного успокоит вашу одышку, а в дряхлости этой улицы и заключена её прелесть. Невысокие обшарпанные дома разного цвета с резными дверьми, лоджиями и кованными решётками на окнах, булыжная мостовая и выщербленные ступени тротуаров, далёких от чистоты, как бы переносят нас в те давние времена, когда в городе господствовали турки, не заботясь о его внешнем виде, строя лишь бани и мечети и укрепляя бастионы своих крепостей. Поднявшись в конце-концов на площадь, откуда сбегает эта улочка, мы увидим в глубине её зеленоватый купол с полумесяцем на шпиле. Это мавзолей Гюль Бабы, дервиша, странствующего монаха.
 
По преданию, Гюль Баба, настоящее имя которого было Зеки дервиш, исколесил вдоль и поперёк земли, принадлежащие Османской империи. Во время своих странствий спал всегда под открытым небом, омывался водой из родников, любовался цветами и деревьями и рассказывал о своих путешествиях стихотворным языком. Особенно любил Зеки дервиш розы, за что и прозвали его Гюль Бабой, что означает «отец роз». Гюль Баба пришёл в Буду  вместе с турецкими воинами в 1541 г. Всего пару недель провёл он в повергнутом городе.В честьпобеды турок над венграмив костёле Матиаша, переоборудованном под мечеть, была устроена торжественная служба, которую вёл Гюль Баба. Но вот ирония судьбы: по окончании службы в бывшем главном костёле Буды, Гюль Баба там же и отдал душу Аллаху.
 
Гроб с телом дервиша, объявленного святым, нёс, по преданию, в числе других, сам турецкий султан Сулейман Великолепный. Похоронен был Гюль Баба на холме, который в его честь позже назвали Холмом роз. В 1543 г. над могилой был построен мавзолей по приказу третьего будайского паши Могамеда Яхьяпаша-заде. После освобождения Буды  местные жители хотели разрушить мавзолей, напоминавший им о ненавистных завоевателях, однако руки их были связаны условиями Карловицкого мира, по которым мавзолей святого дервиша должен был остаться в неприкосновенности. В 1690 г. монахи иезуиты преобразовали мавзолей в христианскую часовню, а затем, после того как орден иезуитов распался, усыпальница перешла в частное владение и о ней надолго забыли. В начале 1800-х годов турки вновь стали интересоваться своим самым северным святым захоронением. В 1885 г. турецкое правительство реставрировало мавзолей. В 1915 г. вокруг захоронения решили построить мечеть и исламский культурный центр, однако планам не суждено было сбыться.
 
В период Второй Мировой войны мавзолей пострадал от артобстрелов, восстановили его в первоначальном виде лишь в 1962 г. и передали в ведение Музея истории Будапешта. Небогатое внутреннее убранство мавзолея было пожертвовано ему бывшим Культурным Фондом султана Эфкафка и членами венгерской турецкой колонии. Любопытное место, связанное с исламом, посещают не только многочисленные туристы из турции. Тот кто решит покорить крутизну улочки Гюль Баба, не будет разочарован в этом романтичном уголке Буды, с великолепной панорамой на пештскую набережную Дуная.
 
 
Последний паша Буды.        
 
В 1683 г. турки второй раз попытались взять Вену. Но и на этот раз, почти 2-х месячная осада не увенчалась успехом. Войска польского короля Яна Собеского, стоявшие недалеко от Вены, обратили в бегство турецкое войско. Этот последний штурм Вены наконец-то сплотил Европу в борьбе с Османской империей. Финансовая поддержка Риского папы Иннокентия XIпозволила организовать объединённую христианскую армию Европы, во главе которой встал талантливый полководец, герцог Карл Лотарингский.
 
Османская империя, господствовавшая в Венгрия 150 лет, но так и не сумевшая покорить Европу, в 1686 г. готовилась отстоять «ключ империи» – Буду. Будайским пашой был назначен Арнаут Абди Абдуррахман. Всю свою жизнь верно служивший султану старец, считался специалистом крепостного боя. Более лучшего военоначальника врядли можно было найти. Ведь 70-ти летний (по некоторым источникам 80-летний) визирь с детских лет переносил все тяжести солдатской службы. Албанец по происхождению, прошедший суровую школу янычар, обладал большим опытом военных сражений. Абдуррахман отлично организовал оборону крепости, Войска и жители беспрекословно подчинялись его воле. 77 дней понадобилось армии Карла Лотарингского, чтобы взять Буду. Судьба последнего будайского паши решилась 2 сентября 1686 г. Солдаты Карла Лотарингского сумели захватить северный бастион крепости и ворвались в неё. Исход битвы был однозначен. Однако Абдуррахман, несмотря на уговоры бежать, с остатками своих солдат устремился в контратаку. Последние его слова были: «Если я не сумел отстоять крепость, то пусть погибну в ней.» Обнажив саблю, бросился на неприятеля и, через мгновение, был убит.
 
Впоследствии венгры оценили самоотверженность достойного противника и основали символическую могилу Абдуррахману у бастиона, который он защищал. На могильной плите, установленной в 1932 г. потомками одного из венгерских дворян, павшем на этом же месте, надпись: « Героический был противник, мир его праху.»
 
Кстати, во времена османской империи в рядах турецкой армии самыми храбрыми воинами считались янычары. В переводе с турецкого это слово означает новое войско. Впервые, ещё в XIV веке, войско янычар организовал султан Оркан, который первым начал захватнические войны в Европе. Янычарами становились дети покорённых христианских народов, которых забирали в качестве налога или просто уводили в рабство. Поначалу их раздавали в турецкие семьи с целью ассимиляции, а затем воспитывали в казармах со строжайшей дисциплиной. В 18-20 лет они поступали в янычарские полки, где в течении трёх лет являлись офицерскими слугами и лишь затем становились солдатами полка. Обычно место их службы находилось как можно дальше от родины. Однако, некоторые из них, проявившие особые бойцовские качества, руководящие способности и доказавшие абсолютную преданность империи, нередко служили на территории бывшей родины, проводя в жизнь окупационную политику Османской империи.
 
После 1552 г. европейская часть Османской империи была разделена на четыре провинции, среди которых самой большой по площадии и значению являлась Будайская провинция. Её территория превосходила территорию сегодняшней Венгрии. Управляли провинциями наместники – бейлербеи, которые получали звания паши.
 
Будайские паши с 1623 г., в силу особой значимости провинции, получали ещё звание визиря, этим самым их власть распространялась также и на другие европейские провинции. Среди будайских пашей, кроме турок, были в немалом количестве и представители других наций, выходцы из янычар. Попадались среди них персы, итальянцы, албанцы и др. Но наиболее часто будайскими пашами становились грузины, абхазцы и черкесы. Первым таким пашой, по свидетельству неаполитанского посла Контарини, был выходец из Грузии Мехмед. Настоящее имя его, естественно, не известно. Будайский паша Мехмед ранее был каирским и боснийским пашой, а после своего венгерского периода деятельности, стал заместителем великого визиря Мурада в Константинополе. Его сменил абхазец Мустафа Ипсир. Абхазцы в то время приняли мусульманскую веру и турки высоко ценили их боевые качества и верность аллаху. После службы в Венгрия Мустафа был пашой во многих других провинциях империи. В 1654 г. стал великим визирем и женился на дочери султана, но через полгода в чём-то провинился и был казнён – sic transit gloria mundi (так проходит мирская слава).
 
Визирь Сиавуш, также абхазец, тоже был будайским пашой. По его приказу была построена одна из башен будайской крепости, где сейчас и находится могила последнего будайского паши Абдуррахмана. Башня до сих пор носит имя Сиавуш-ага.
Грузин Кенан Гюрджи был воспитанником султанского сарая и четырежды назначался будайским пашой.
Черкесом был Ахмед Бакиржи, который поначалу являлся рабом египетского паши, а после казни последнего попал в сарай к султану и в конце концов был назначен анатолийским пашой. (Чистая Америка – общество равных возможностей). Побывал Ахмед и на посту будайского паши, но не долго. В чём-то не угодив султану – лишился головы.
 
Больше повезло грузину Мохамеду Гюрджи, который не только два года был будайским пашой, но и получил в жёны младшую сестру султана Мохамеда IV. Славный горец, видимо, хорошо справлялся со своими обязанностями, т.к. отошёл в мир иной по «своей» воле.
 
В общей сложности с 1639 по 1666 год, почти без перерыва, будайскими пашами были выходцы из Грузии, Абхазии или Черкесии. Как говорится – пути господни неисповедимы. У подножья Будайской горы, недалеко от крепостной башни Булава, сохранились остатки турецкого военного кладбища. Может быть прах некоторых кавказских пашей хранится под характерными турецкими надгробиями в виде тюрбанов.
 
 
Турецкие бани-купальни
 
 
Кирай фюрдё
 
Турецкая цивилизация обладала высокой культурой омовения. Завоевав Венгрия турки и здесь начали строить различные бани. Сейчас в Будапеште сохранилось 4 здания турецких бань. Самая знаменитая – это «Кирай фюрдё». Начал её строить в1565 г. паша Арслан, завершил строительство бани у Петушиных ворот, как тогда её называли, паша Мустафа Соколи. Баня была возведена внутри крепости, чтобы и во время штурма была возможность ею пользоваться. В 1796 г. баня попала в собственность семейства по фамилии Кёниг– Король. Отсюда и сегодняшнее венгерское название – «Кирай». К бане пристроили жилое здание, в котором сейчас располагаются процедурные кабинеты. В вестибюле здания имеется небольшой музей, в витринах которого находятся оригинальные реквизиты турецкой бани. Здание самой бани, построенное из больших известняковых блоков, украшают несколько куполов. Под большим куполом находится восьмигранный бассейн с термальной водой, под маленькими куполами турецкая парилка и маленькие бассейны с различной температурой воды. Сквозь небольшие круглые окошки в куполах пробивается дневной свет, создавая иллюзию звёздного неба. Баня «Кирай» три дня в неделю предоставлена женщинам и три дня мужчинам. Вниманию туристов! Мужские дни можно смело назвать голубыми. Во многих турфирмах Европы эта баня так и рекламируется, как купальня для геев.
 
 
 
Рудаш фюрдё
 
Баню Рудаш также построили в середине 16 века у подножья горы Геллерт, из недр которой стремятся на поверхность около 20 термальных источников. После турецкого господства это была общая баня для простого люда. Мужчины должны были повязывать небольшой передник, а женщины купались либо в рубашках либо без них.
 
В начале 19 века Рудаш стал модным местом для сливок общества. Воды Рудаша приносили облегчение от многих болезней. На стене бани, как можно прочитать в разных источниках, висели разные таблички, говорящие о целебных свойствах термальных вод. На одной из них даже была надпись: «Если вас мучает бесплодие, окунитесь в воды этой купальни. Если не будет результата, поможет кто-либо из купающихся». В 1936 г. этой таблички уже не было, а Рудаш стал исключительно мужской баней. В наши дни, после ремонта, в Рудаш, по вторникам, стали пускать и женщин.
 
Однако, слабому полу было мало одного дня в неделю. Наиболее эмансипированные особи стали собирать подписи, требуя восстановления справедливого равновесия в посещении турецкой бани. К чему это привело? Мужчины народ покладистый. Женщинам было предложено в конце недели проводить совместное ночное купание, на что они с радостью согласились.
 
Теперь в пятницу, субботу и воскресенье с 22 до 4 часов утра в Рудаше царит полнейшее равноправие полов.Впрочем с 6 утра до 17.00. оно вновь продолжается.Чего хочет женщина того хочет сам Бог!
 
 
Оказавшись в Буде не упустите возможность заглянуть в островки ренессансной Азии в сердце Европы - старинные турецкие бани.