закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяНародный Географ → По пятам османских паровозов

 

Забыли пароль? Регистрация

По пятам османских паровозов



ФОТО

08 июля 2009 г.

Автор: Лимонадный Джо

 

 

Пограничный железнодорожный мост в местечке Нагараим через реку Иордан, южнее озера Кинерет. Отчетливо видно, что он был разрушен, и только в последние годы, после подписания мирного договора между Израиелм и Иорданией частично восстановлен. Сфотографировано с израильской стороны, противоположный берег реки - уже Иордания. (c) Puerrtto.livejournal.comИстория железных дорог Ближнего Востока это ярчайший салат из наполеоновских планов, хронических провалов, надежды и отчаяния. Беспрерывные войны и конфликты в этом регионе так и не дали завершить масштабные по тем временам проекты по соединению единой линией Стамбула и Каира. На севере планировалось соединение с железной дорогой Стамбул-Багдад.Равно, как и не заработала легендарная Хиджазская линия из Стамбула в Медину.
 
Фото (с) А. Лапшин, на снимке железнодорожный мост через р.Иордан и развалины электростанции у местечка Нагараим на границе Израиля и Иордании.
 
Вкратце история выглядит следующим образом. С целью связать оттоманскую столицу с исламскими святынями в саудовских пустынях Мекку и Медину, турки, в 1900 году затеяли масштабнейший проект, который, если бы был завершен - мог бы стать самой протяженной ж.д линией в мире. Ее длина составила 1320 км. Дорога прошла через трансиорданские города Аз-Зарка, Аль-Катрана и Маан и далее через северо-западную Аравию в Хиджаз – регион, где расположены Медина и Мекка.
 
Строительство началось в 1900 году. Работы главным образом велись силами специальных железнодорожных батальонов турецкой армии, но привлекалось и значительное число вольнонаёмных рабочих. Железная дорога была проложена по древнему караванному пути, который до ее постройки использовался для перевозки товаров из Дамаска в Аравию и обратно. Весь путь туда и обратно тогда занимал примерно четыре месяца. Караванные торговцы были крайне недовольны новым видом транспорта, поскольку он ставил под угрозу их доходы. Поэтому попытки помешать строительству предпринимались неоднократно.Строительство началось под личным патронажем султана Абдуллы Хамида II, при участии германских инженеров. Строительство затруднялось трудными климатическими условиями, нехваткой воды.
 
Для снабжения дороги водой было вырыто значительное число артезианских колодцев и устроены цистерны для сбора воды в дождливый период. Была также выкуплена у частной английской комнании и присоединена в качестве ответвления железная дорога Хайфа — Дара (150 км).
 
Это был не первый проект германо-турецкого тандема. Незадолго до начала стротельства Хиджаза, как раз заработала не менее значимая линия, связавшая Стамбул с Багдадом. Для турков эти линии были не просто амбициями, а настоящим вопросом выживания в свете нарастающей напряженности в отношениях с британцами и французами, которые претендовали на контролируемые турками земли Палестинцы, Аравии и Месопотании. После завершения строительства Хиджаза, турки получали возможность в кратчайшие сроки перебрасывать войска в Палестину и Аравию.

Железная дорога достигла Медины уже к 1908 году, но в "момент истины", когда разразилась Первая Мировая война, оказалось, что турки не были способны полностью контролировать эту наиважнейшую транспортную артерию, протяженностью более 2000 километров. Арабские племена под руководством известного британского офицера Лоуренса Аравийского беспрерывно атаковали турков, препятствуя движению военного транспорта по Хиджазу.
 
После поражения центральных держав в войне и распада османской империи дорога оказалась на территории нескольких новых независимых государств, которые не могли поддерживать её полностью в работоспособном состоянии. В настоящее время действуют отдельные участки дороги: от Дамаска до Аммана и от фосфатных месторождений около Маана до Акабского залива.
 726f0ce1d2002683daa3ebc808964350_PA130026.jpg
 
Ответвление линии в Палестину

На стыке нынешних трех границ - Иордании, Сирии и Израиля, есть такое красивейшее место - Вади Ярмук, или каньон реки Ярмук. Небольшая но бурная речушка берет начало в Сирии, течет на юг, постепенно углубляется в глубокий каньон и в этом самом месте становится границей между упомянутыми государствами.

Фото (с) И. Трибельский На снимке мост через реку Ярмук, взорванный израильским отрядом Пальмах в 1946г. для предотвращения переправки подкреплений британским войскам во время борьбы за независимость.


Именно здесь, через каньон реки Ярмук, турки и повели ответвление от Хиджаза на запад, к Хайфе, нынче городу в Израиле. Каньон Ярмука - место красивейшее. Рекомендую побывать там всем, кто планирует посещение Израиля. Железная дорога невероятно петляет в каньоне, преодолевая несколько тоннелей и порядка десяти мостов. Звучит увлекательно? А теперь ложка дегтя. Как я уже говорил, железнодорожная эпопея на Ближнем Востоке не была успешной. Все мосты, которые построили турки в начале XX века - взорваны. Точку в истории мостов поставила операция "Ночь мостов", проведенная бойцами еврейского подполья против английских окупационных войск 17 июня 1946г. были взорваны 11 важнейших мостов через Иордан.Для евреев эта акция имела важное стратегическое значение, поскольку после выведения из строя мостов, была впоследствии крайне осложнена доставка Арабским Легионом вооружений своим войскам на Западный Берег. Последующая история региона показала, что поездов придется ждать долго.

Фото (с) А. Лапшин Железнодорожный мост через реку Иордан неподалеку от израильского городка Бейт-Шеан. Сейчас это граница с Иорданией. Старые турецкие вагоны навечно застыли в демилитаризованной зоне между двумя государствами.

Возвращаясь к ответвлению Хиджаза на запад, надо сказать, что это имело не меньшее значение для турков, чем линия в Медину. Египет был в руках британцев, отношения между державами были более чем плохие. Британцы лишь ждали момента, что бы нанести удар по слабеющей Османской империи. Новая линия была необходима для того же самого, что и Хиджазская - для доставки войск на второй по значимости британо-турецкий фронт, чья условная линия проходила с севера на юг через Синайский полуостров. К моменту своего окончательного поражения в 1916 году, турки успели достроить линию до нынче ничем не примечательного местечка Эль-Куссама посреди песчанной пустыни, что на территории египетского Синая, и всего лишь в 10 километрах от современной границы с Израилем.


Фото (с) А. Лапшин Старинные турецкие рельсы и справа станция Кфар-Егошуа. Надпись на станции уже сама по себе история даже для самих турков - в 1923 году Мустафа Кемаль уже перевел их с арабской вязи на латиницу. А здесь - грамматика давно минувших дней!


Справедливости ради надо сказать, что поражение турков в Первой Мировой войне в гораздо большей степени связано с поражением их главного союзника - Германии (и как результат - катастрофический провал на европейских фронтах), нежели ситуация в Палестине и Аравии. Турки поспешно строили стратегическую ж.д линию через всю Палестину в Египет, но им так и не суждено было ею воспользоваться. В Иордании и Сирии вам расскажут много "баек" о Великой Арабской революции против турков. В Аммане есть даже музей, который так и называется "Музей Арабской революции". Музей шикарный - настоятельно рекомендую. Но вместе с тем, арабы сильно преувеличивают значимость своего восстания против Османской империи. Выдавая желаемое за действительное, они фактически представляют историю таким образом, что только лишь восстание разрозненных племен Аравии привело к поражению Австро-Венгеро-Германско-Турецкой коалиции во Первой Мировой войне, и чуть не исключительно арабам обязаны французы, британцы и русские своей победой. Ну да ладно!
 
 
Как уже упоминалось, существовало ответвление, связывавшее Хиджазскую дорогу с городом и портом Хайфа. В силу того , что Хайфа в то время переживала экономический подъем, было решено что она , а не Акко будет служить отправным пунктом на Ближнем Востоке. Отрезок дороги из Иордании до Хайфы был прозван “поезд долины”. Этот отрезок служил для перевозки пилигримов, а также продуктов сельского хозяйства из Иордании к Хайфскому порту.
Старая станция в Хайфе
В честь завершения работ в Хайфе был воздвигнут монумент, который стоит и по сей день во дворе железнодорожной станции. В дополнение к зданиям самой станции были достроены офисы управления дорогой, а также депо. За стенами станции были построены склады, торговые центры и магазины вдоль шоссе, а сама улица называлась Хиджаз ( сегодня – дерех Хативат Голани ). Появление Хиджаской железной дороги принесло Хайфе невероятный экономический расцвет, которого город еще не видел. Тысячи людей перебирались в Хайфу с целью поиска работы в порту, на железной дороге и на многих строительных объектах. С тех пор население города возросло больше чем в каком либо другом городе Израиля.
 
Дополнительную информацию об истории строительства Хайфского ответвления Хиджазской дороги и краткую справку об истории железных дорог Израиля можно увидеть в обсуждении данной стаьи на форуме портала.

В период британского мандата станция служила развилкой для международных маршрутов, а также отправной точкой в Египет, Сирию, Иорданию и Саудовскую Аравию.

Во вторую мировую войну поезд ездил и в Ливан, а оттуда в Турцию и Европу. Основным зданием оригинальной станции было каменное строение с часовой башней , но в 1946 году было взорвано и единственной уцелевшей частью осталось западное крыло, которое служит сегодня в качестве офисов станции.

Неподалеку от офисов станции растет небольшая пальмовая роща , возле которой возведен монумент декорированный рельефом паровоза, который был воздвигнут в 1905 году и на нем длинная надпись на турецком языке восславляющая султана Авад аль Хамида второго, в период правления которого была построена Хиджазская железная дорога, которая как было ранее упомянуто была одним из важнейших проектов Оттоманской империи.
Под надписью изображен Хиджазский поезд с вагоном угля. Станция и монумент находятся на ул. Хативат Голани 3.
 

Хиджазская линия на территории современного Израиля

После поражения турков, Палестина к 1917 году попала под власть британцев. И теперь уже британцы с утроенной энергией продолжили строительство железных дорог. К началу арабо-израильских войн в 1948 году, англичане успели завершить масштабный проект. Они достроили ж.д линию до самого Каира, и таким образом, по сути, выполнили замысел турков соединить Стамбул и Каир. По большому счету, именно на базе британо-турецких линий возникли Израильские железные дороги.Разумеется, что железные дороги в Израиле - совершенно современны, и в плане инфраструктуры ничем не отличаются от того, что вы видели в Германии, или Британии. Но в целом, по сей день поезда курсируют по тем же направлениям, что и курсировали в начале прошлого столетия. Ни одной новой линии не возникло с тех пор, за исключением короткого промышленного ответвления от Димоны (той самой, где наиболее секретный в Израиле ядерный центр) до местечка Цин в пустыне Негев, откуда вывозят руду.
Фото (с) А. Лапшин
 
Беер-Шева. Станция на дальнем плане, и совсем новый памятник справа - возведен пару лет назад в память о турецких солдатах, погибших в Первую Мировую войну. Сюрреализм. Не столь хороши воспоминания израильтян о периоде турецкого владычества, сколько, очевидно, хотелось сделать приятное Турции, отношения с которой чрезвычайно важны для окруженного врагами Израиля. Примечательно, что немногие жители самой Беер-Шевы знают, что в их городе есть такая реликвия. Не сразу мы нашли эти строения, и лишь пятый встреченный нами горожанин указал как ехать. Впрочем, по странному совпадению, 3 из 5 спрошенных оказались выходцами из бывшего СССР - для большинства бывших соотечественников проблемы абсорбции в новой стране несомненно важнее "каких-то" заброшенных турецких станций. Удивительно ли это?  
 Паравоз Хиджазской дороги, Сирия

Возвращаясь назад к британцам, их усилия по воссоединению железной дороги между Каиром и Палестиной были продиктованы очередной войной в Европе - Второй Мировой. В 1940 годах немцы укрепились в северной Африке, а к 1943 году войска Роммеля уже вовсю рвались на восток, захватив Ливию и большую часть британского Египта, и подойдя вплотную к Александрии. Как известно, сражение при Эль-Аламейне (всего в 100км от Александрии!) было провальным для немцев. И не в последнюю очередь благодаря тому, что британцы успели достроить железную дорогу в Каир, и по ней беспрерывно доставляли из Палестины боеприпасы и свежие войска.
 
 
Наш маршрут

Он довольно прост - от упоминашегося выше Каньона Ярмук, что на стыке границ Израиля, Иордании и Сирии и далее на юг, к границе с Египтом в районе пограничного КПП между Израилем и Египтом Ниццана на Синае. Забегая вперед, хочу сразу предупредить интересующихся касательно данного перехода. Вот здесь официальный сайт КПП Ниццана, где констатируется тот печальный факт, что пока этот пункт пропуска закрыт для туристов, и функционирует только как грузовой терминал. Но есть серьезные планы по его открытию для туристического траффика в ближайшем будущем. Скорее бы! С закрытием супер удобного пограничного перехода из Египта в Израиль южнее Рафиаха, сейчас проехать по суше между двумя странами можно только через Эйлат. И это крайне неудобно и сложно для тех, кто едет в Каир. Либо наоборот из Каира в Иерусалим, ибо подразумевает ненужный крюк почти в 300 километров. Эль-Ауджа (Ниццана) - самая южная точка на территории Израиля, куда турки дотянули железную дорогу. Если вы посмотрите чуть дальше, то увидите несколько строений - это уже пограничные укрепления. Далее - Египет. Разумеется, что никаких поездов тут давным-давно не ходило, зато какие мосты!
Монумент в память об израильских танкистах, погибших при штурме Эль-Ауджи в 1948 годуТо немногое, что сохранилось от некогда узловой станции Эль-Ауджа (Ниццана)Развалины древнего города в Ниццане (Эль-Ауджа). На горке - бывший турецкий госпиталь, превращенный позднее уже египтянами в огневую точку. Именно ее штурмовали израильтяне в 1948 году
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фото (с) А. Лапшин  Вид с развалин Ниццаны на окружающую пустыню. Слева видна водонапорная башня на ж.д станции Эль-Ауджа. Справа - небольшой аэродром. Еще чуть правее, буквально в 3 километрах - уже Египет. Все близко!
 
Если ехать ровно на юг от Ниццаны, вдоль границы с Египтом, то через 20 километров приедете в крохотное поселение Азуз. Его основали несколько десятков молодых семей. Просто решили переселиться в эту богом забытую местность, и жить вдали от агрессивной урбанизации. На жизнь они зарабатывают при этом вполне успешно! По соседству открыли верблюжью ферму - катают заезжих туристов, а еще а'ля "Бедуинский поселок", где народ впадает в аустраль покуривая травку.

Фото (с) А. Лапшин  Вот такая пограничная дорога ведет в упомянутый выше Азуз. Слева - пограничный забор с Египтом. Справа надпись на иврите "Вы находитесь на границе. Движение транспорта запрещено между 19:00 и 6:00 утра".

Наш маршрут пролег по линии старинной турецкой железной дороги, и мы посетили забытые историей станции: Эль-Хамма (Хамат-Гадер), Кфар-Егошуа, Олд Бридж (Гешер Хаяшана), Хайфа, Массудие, Беер-Шева, Эль-Ауджа, Ниццана. И отдельный реверанс в сторону Национального ж.д музея Израиля в Хайфе. Обычно старые турецкие здания вокзалов отстоят от новых буквально на 200-500 метров, а кой-где турецкие станции оказались в богом забытых местах - посреди пустынь где никто не живет, либо глубоко в полях. Мы посетили все, что могли посетить физически с учетом обычного городского автомобиля. Проблема в том, что некоторая часть турецких станций, мостов и тоннелей оказались вдали от асфальтированных дорог, и туда весьма нелегко проехать без автомобиля 4x4.

 

В статье использованы материалы: А. Лапшин  (основной текст), VipTrip.ruNabatea.net (англ.)

Фото: А. Лапшин, И. Трибельский, Nabatea.net