закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяНародный Географ → Бислама, культ Карго и русское Вануату

 

Забыли пароль? Регистрация

Бислама, культ Карго и русское Вануату



ФОТО

26 августа 2014 г.

Автор: dpanjin

 

Продолжение рассказа об островном государстве Вануату (см. первую часть), где 200 тысяч жителей говорят на 120 уникальных языках не опнимая друг-друга, но объединенных общим культурным и историческим наследием.

 

"Тенк ю тумас": так звучит английское "Thank you very mach" на Бисламе, искусственном языке, введенном англичанами для того, чтобы более, чем сто народов, населяющих бывшие Новые Гербиды и говорящие на различных языках, могли бы понимать друг друга. Иными словами, это упрощенный английский, вкупе с несколькими десятками слов из французского и местного диалекта. Попадая в первый раз на Вануату, вы можете испытать легкое чувство дискомфорта, слыша вокруг себя, вроде бы и английскую речь, но ничего не понимая из нее. Пройдет пару дней, ваше ухо привыкнет к этим исковерканым английским словам, а к концу путешествия по Вануату, вы и сами будете владеть им на уровне разговорного. Ведь самое главное выучить два главных слова: "блонг" и "стрейт". Оба имеют английское происхождение, не буду занимать ваше время их переводом. Обоими можно вполне обходиться в общении с местными аборигенами, какое угодно длительное время. Например: "Ман блонг дринг" означает пьяница, на местном "наречии". А "стрейт" подходит во всех остальных случаях: едете ли вы в такси, меняете ли вы деньги в банке или покупаете на базаре ананасы. Главное "стрейт", а когда "хватит" или "остановиться", будь то таксисту, банковскому клерку или торговке на рынке, вы уж им скажете сами, позже, когда это станет необходимо. Вообще, Ни-вануатцы, народ простой и наивный. Конечно, этим пользуются австрало-европейцы и кто знает, если б не существовало бы традиции, общей для всей Океании, запрещающей продавать земли чужестранцам, возможно были бы они все уже давно "гостями" в своей стране, как это произошло с маори в Новой Зеландии. А пока, наши "ни-ваны", так сокращенно их называют белые, разъезжают по полноприводных "тойотах" и "митсубиши", купленных на деньги, вырученные от земель, сданных в аренду, сроком на 75 лет. Если учесть, что автомобили не расчитаны на столь долгий срок эксплуатации, следует предвидеть, что в самое ближайщее время на рынок недвижимости Вануату будут "выброшены" дополнительные земельные резервы, дабы вовремя сменить автомобильный парк страны, согласно последним новинкам детройтского автосалона.

Вануату : За свежими фруктами
Естественно, круглосуточно, даже абориген, не сможет крутить "баранку". Посему они занимаются, в свободное, от "руления", время и другими, важными для страны вещами. Например, охрана морских границ. В последние годы это приобрело особенно актуальный характер, потому что в недавнем прошлом с Южной Кореей были заключены торговые соглашения и выданы квоты на ловлю тунца в территориальных водах Вануату. К сожалению, корейская сторона решила схитрить и вместо одного траулера, о котором шла речь в контракте, в воды Вануату "забрели" еще девять его близнецов. Конечно, в начале вануатское правительство было обескуражено ходовыми качествами корейского траулера. Ведь его видели, почти одновременно, и у берегов южного Эрроманго, и у северной Маэвы, на расстояние в 250 морских миль друг от друга. Для проверки "донесений" был послан, единственный, полученный в дар от правительства Австралии, военно-морской катер, времен Второй Мировой войны, с пулеметом и, как писали местные газеты, с боевыми партонами к нему. Обман был раскрыт, корейцы "тралили" вануатские воды десятью "бизнецами". К сожалению, догнать ни один из них вануатским военно-морским силам не удалось. И те еще долгие первые два года браконьерничали в водах молодой республики. "Отыграться" правительство Вануату смогло во время очередного дружественного визита австралийского малого противолодочного корабля. Последний, по просьбе гостеприимных хозяев, "взял" одного из нарушителей с поличным и отконвоировали на рейд Порт Вилы. История замалчивает, какую сумму "выкупа" заплатила Корея за свой траулер, но местная печать, на волне национальной эйфории, писала о шестизначных цифрах.

 

Конечно, эта история никоим образом не ассоциируется у жителей острова Танна, расположенного южнее столичного Эфате с культом Карго, который до сих пор, на протяжении уже пятидесяти лет, тлеет, то разгораясь, то затухая, в головах пяти тысяч последователей Джона Фрома (John Frum), объявивших его мессией и ожидающих его пришествия, каждое 15 февраля наступающего года, парадом "таннской армии США" (Tanna Army USA), в униформе американских GIs, времен Второй Мировой войны, и с деревянными ружьями на перевес, со звезднополосатым флагом и красными буквами на темных телах "бойцов": TA USA. "Мессия" появился в конце тридцатых годов прошлого столетия на Танне. Будучи свободолюбивым американцем, он призывал аборигенов отказаться от денег, не ходить в церкви, не работать на плантациях. За это они, его последователи и ученики, в будущем будут "награждены" райскими подарками, которые облегчат их жизнь на Земле. Группа последователей его учения ушла в горы Танны, где они продолжали вести традиционный образ жизни. Колониальные власти изолировали "проповедника", учение стало затухать. Разгорелось оно вновь с высадкой американских войск на Вануату во времена Второй Мировой войны. Тушенка и одежда, взлетные полосы и самолеты, автомобили и палатки - вещи, ранее неведомые и зачастую не понятные в обращении, привели аборигенов к мысли, что это как раз то, о чем им рассказывал Джон Фром. Последователи культа посчитали, что на их землю снизошел рай. Насколько были велики их разочарования, история умалчивает, когда после окончания войны все эти "блага" исчезли. Чтобы "призвать" военные самолеты вновь приземляться с товарами на борту, аборигены вырубали леса и строили "посадочные" полосы для них. Они вырезали из дерева наушники, надевали на себя и выходили на "посадочные" полосы, иммитируя жесты наземного летного персонала. Строились "командные" вышки и разводились костры. Не помогло ничего. Осталась лишь традиция, раз в год совершать парад и слепая любовь к стране, "где", возможно, "они не будут никогда".

 Вануату : За ними будущее страны

Роль Танны в истории Вануату всегда была заметна. И вовсе не из за того, что местные жители сложены крепче и выносливее или, что в современных политических интригах страны идет борьба за голоса ее избирателей. Просто Танна оказалась первым, на пути капитана Кука, островом будущей республики Вануату. Там, в бухте Резолюции и высадился он, первым среди белых путешественников. Пальма первенства среди российских путешественников принадлежит капитану Головнину, посетившего Танну 200 лет назад. В прошлом, 2009 году, 21 июля, в честь столь знаменательного события в столице Вануату, Порт Виле, адмиралу Головнину был установлен памятник. Инициатором торжества и организатором сбора средств стал Николай Николаевич Мишутушкин. Путешественник, коллекционер, художник, меценат. Русский по происхождению, родиной которого является Франция, сын терского казака, получившего художественное образование в Париже. С юности его влекли дальние страны. Так, путешествуя, он оказался в Океании, которая стала для него, вот уже на протяжении последних 45 лет, вторым домом. Удивительно, но на Вануату вы гарантированно "рискуете" услышать русскую речь. Наши бывшие соотечественники, переселившиеся в Австралию, яхтсмены, делающие остановку на островах, чтобы пополнить запасы, перед переходом на Зеленый Континетн или врачи и специалисты компьютерного дизайна, работающие здесь, на островах, всех их объединяет одно общее - русский язык. Здесь знают и помнят страну, лежащую далеко на севере у берегов Ледовитого океана, знакомство с которой произошло более 200 лет назад, на маленькой Танне, когда российские моряки были приняты аборигенами с распростерными руками и, в отличии от капитана Кука, им не приходилось выбираться на берег, предварительно натянув канаты на вбитые в песок колья, дабы создать, достойный их капитана, коридор-проход. Не было высокомерия и фальши. Аборигены встречали Головнина без боевой окраски и оружия. Роль россиян в исследовании Океании значительна. До сих пор, французские географические карты опираются на те данные глубин, которые были описаны нашими соотечественниками в XIX веке. До сих, на картах Океании, вторыми названиями, стоят многие российские имена. А этнография народов Океании сохранила фундаментальные записи и зарисовки быта островитян, сделанные русскими исследователями. Похоже, что Россия никогда не уходила из Океании. Она присутствует тут. Надо только немного поискать.

 

Конец второй, заключительной части.