закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяНародный Географ → Эмилия-Романья : история о жизни на краю

 

Забыли пароль? Регистрация

Эмилия-Романья : история о жизни на краю



ФОТО

19 марта 2011 г.

Автор: Лимонадный Джо

 

Оригинальная ссылка : http://up2you.ru/ArticleEdit/artid277

Многими при первом посещении Италии движет желание «составить общее представление», сделав кольцо по стране в рамках автобусного утра, и это такой же амбициозный план, как пролистать энциклопедию Britanica и составить общее представление о человечестве. В антитезу странам, изучать которые лучше по телепередачам, Италия – это не просто родина экскурсионного туризма, но и страна, которую нужно посещать и, подобно поеданию слона, «есть» по частям. Одно из удачных решений для посещения Италии – сосредоточиться на посещении конкретных регионов и это один из немногих случаев для туризма в Европе, когда не стоит жалеть ни выделенного времени, ни потраченных денег. Кстати, по соотношению удовлетворения от путешествия к понесенным расходам – Италия абсолютный европейский рекордсмен. Вы скажете – «Какие ваши доказательства?» - попросите предъявить расчет. Конечно и запросто, но сегодня у нас не математика, а история с географией.

 

Среди прочих регионов страны выделяется Эмилия-Романья, край удивительной судьбы. Ее положение, да и вся история напоминают стык литосферных плит в океане, на котором сформированы бесконечно красивые островки, готовые исчезнуть в любой момент по воле стихии. В годы агонии Римской империи тут произошли события, ставшие переломными для европейской, да и мировой истории, положившиe начало расколу культуры старого мира на Запад и Восток, на ортодоксию и католицизм, догмы и ереси.

 

Вынужденная лавировать между заносчивыми тосканскими герцогами, хитроумными венецианскими дожами и могуществом папского престола, зажатая в адриатических лиманах, слабая и противоречивая Эмилия-Романья сумела донести до наших дней почти в неприкосновенном виде одно из прекраснейших собраний памятников, относящихся к раннему периоду формирования нынешней европейской культуры. Со значимостью ее наследия может соперничать разве что «Вечный город». Чтобы понять причины, по которым нужно выделить специальную поездку для посещения Эмилии-Романьи, следует обратиться к истории.

Оригинальная ссылка : http://up2you.ru/ArticleEdit/artid277

Итак, 323-й год нашей эры явился точкой невозврата, за которой начался новый виток мировой истории – взошел на престол один из наиболее значимых политиков мировой истории, сын иллирийского прокуратора и дочки трактирщика, предводитель галльских легионов и «отец» современного христианства, император Константин I «Великий». И именно ему Эмилия –Романья обязана своим особым местом в истории, а история ей.

 

Через 2 года после восшествия на императорский престол недавний язычник, а ныне убежденный лидер христианского мира, инициировал Вселенский собор патриархов христианского мира в далекой Никее, где на территории современной Турции сейчас находится город Изник. Результаты Никейского собора определили всю религиозную и государственную политику более чем на 1700 лет вперед. С последствиями его решений нам приходится жить сейчас. На этом соборе была фактически сформулирована концепция новой официальной религии, искавшей на протяжении трех веков собственный путь развития и символы веры, не имеющие общего с языческими традициями, но при этом не изобрести велосипеда в виде кальки монотеизма распространенного по Европе и Ближнему Востоку переселенцами из Иудеи. Этот же Собор фактически заложил истоки последующего раскола христианского мира. Было отвергнуто Арианское направление христианства, до того момента исповедуемое «главным движителем прогресса» - готами, германцами и галлами, чьи легионы на тот момент составляли основу римской армии. Арианское учение, репликой идей которого (возможно, вполне случайно) через 285 лет стал ислам, несло главный фундаментальный принцип, не вписавшийся в «генеральную линию» изобретателей Святой Троицы - Спаситель был лишь человеком. Могучим пророком, но не сыном Б-жьим и даже не четвероюродным племянником, на чем не углубляясь в исторические корни вопроса блестяще спекулирует Дэн Браун в романе «Код Да Винчи». Отрицаемое, как ересь, арианство просуществовало еще более века и сыграло важную роль в истории Эмилии-Романьи, превратив этот регион в место столкновения господствующих идеологий. И в наши дни некоторые памятники тех дней мы можем и сейчас наблюдать в Равенне – несколько примитивные, но мощные остготские мозаики, скромный баптистерий ариан и могила опоры арианства, остготского короля Теодориха.

 

В череде последовавших за смертью Константина десятилетий войн с варварами и между наследниками, получившими западные провинции империи, настал первый звездный час Эмилии-Романьи – спасавшийся от натиска германцев император Гонорий перевел столицу Западной римской империи из Милана в Равенну – передовой форпост древнего Рима. Здесь же, рядом с современным поселком Классе, был заложен самый мощный военный порт империи, со временем погребенный заиленными берегами близ дельты реки По, а сама новая столица со временем снова угасает под бесконечной чередой набегов самых разных варварских племен.

Оригинальная ссылка : http://up2you.ru/ArticleEdit/artid277

Италия, Равенна, мавзолей Теодориха

Новое возрождение Эмилии-Романье приносят, пор иронии судьбы, Византийский император, чей давний предшественник Константин I, достигший наивысшего величия среди властителей Империи, погрузил метрополию, основанную «пасынком волчицы» в хаос. И уже совсем, как исторический анекдот выглядит то, что на это дело Византийский кесарь подрядил варваров. Причем не абы каких, а остготов, ареалом расселения которых была территория современной Украины (оттого ли этот регион так облюбован ныне украинскими туристами и трудовыми мигрантами?). Особую пикантность добавляет тот факт, что остготы, по прошествии столетия с установления «единой школы мысли» на Никейском соборе, продолжали исповедовать арианство. Пылившиеся императорские регалии Рима были отосланы назад в Константинополь под предлогом восстановления единства Империи. На деле же, искушенные в коварстве правители новой восточной столицы догадались, что их верный союзник в силовом решении вопросов внутренней политики ловко обвел их вокруг пальца, создав королевство со столицей все в той же Равенне. Образовавшаяся полувековая передышка была определяющей для Эмилии-Романьи. Большая часть полуострова, да и всей рухнувшей Западной Империи переживала упадок – богатые виллы превращались в лачуги, мощеные дороги в грязные тропы, театры – в ночлежки и балаганы, а новым жителям Европы еще предстояло выбрать самостоятельный политический и культурный путь развития.

 

Остготское королевство на территории современной Эмилии-Романьи, формально союзное Византийскому престолу и «идеологически не чуждое» варварским соседям процветало. Строились крепости и дворцы, строились строгие и величественные базилики христианской церкви, тогда еще терпимой ко всякому, на каком бы языке он не молился и каким бы образом не осенял себя крестным знамением. Это много веков спустя королей будут называть первыми среди равных. А пока власть Императора была верховной и не признавала союзных соправителей. Одаривая «братьев остготов» богатыми дарами и засылая духовных эмиссаров, ортодоксальная Византия способствовала насаждению своего стиля в искусстве и архитектуре, а своих догм в умах наивных ариан. И все же с историческим анекдотом было закончено – ослабленное войнами на благо Империи королевство остготов пало от руки «старшего брата» в 540г. н.э., а арианская культура была методично выкорчевана, так же, как когда-то великое наследие языческого античного мира – нередко в основаниях старинных стен случается наблюдать фрагменты античных храмов. Венцом этой долгой борьбы и победы ортодоксальных догм стали великолепные базилики с колоссальными мозаичными алтарями и иконами, причудливо сочетающими старую добрую школу и выразительные формы языческого Рима, меткий прогрессивный стиль Византии и робкие поиски остготского самовыражения. Но и здесь ирония судьбы проявляется вновь, политическая и духовная гегемония Константинополя породила, прямо как в теории сопромата новую, противодействовавшую силу, приведшую в дальнейшем к расколу христианской церкви на ортодоксальную (православную) и, вот бы удивился Игнатий Лойола, прогрессивный католицизм. И в этом свете последовавшие веками позже крестовые походы за освобождение Святой земли от неверных, которые на самом деле ставили целью уничтожение конкурирующего оплота христианства на востоке, представляются уже не такой нелепостью и «поворотом не туда».

 

Эмилия-Романья оказалась как бы в эпицентре культурного и исторического сдвига, задев всех волной произошедших событий, сама на много веков погрузившись в полу-дрему. Не соперничала она с Венецианской республикой – чьи мощный флот и хитрые банкиры были не по зубам даже могущественному папскому престолу. В долгой борьбе с алчными правителями Тосканы она не пыталась доказать «чьи в лесу шишки». И уж тем более не тягаясь с потомками империи Карла Великого, которые могли прийти и показать всем удельным князьям и «чьи шишки», и чей «лес». Здесь шла неторопливая жизнь, успешно и без помпы развивались науки и ремесла. И хотя у итальянских городов не было более злых врагов, чем другие итальянские города, региону в целом долго удавалось избегать участия в тотальных войнах в качетсве стороны или полноценного участника конфликта, вступая в союзы с одним из противников и союзником второго противника, а то и вовсе прося защиты у Папы от Императора, а у Императора от Папы одновременно. И, как забавно пошутил персонаж «развратного старика» в хеллеровской «Уловке-22» - как только Италия выигрывала войны, то натыкалась на гиблые беды. Но стоило их проиграть и все начинали жить припеваючи».

Оригинальная ссылка : http://up2you.ru/ArticleEdit/artid277

 Италия, Равенна, мозаики базилики Св. Виталия (VI в. н.э.)

Чем мы обязаны Эмилии-Романье? Конечно же первым в христианском мире университетом в столице региона городе Болонья, основанном в 1088г. Справедливости ради следует отметить, что по плотности университетских городов уже в 12 веке небольшая по своим размерам Эмилия-Романья стала лидером европейского просвещения, да и сейчас каждый мало-мальски крупный город области имеет свой университет с многовековой историей. И это в годы засилья религиозных догм, когда единственный путь к знанию лежал через институты церкви, всячески модерировавшие путь к знанию, что прекрасно отразил в своем романе «Имя розы» Умберто Эко. Другими известными университетами «первой волны» стали университеты Модены, и Феррары. А еще, кто бы мог подумать, мы обязаны этому региону нашей беленькой столовой посудой из фаянса, материала названного по имени его родного города Фаэнца, что на пути из Болоньи на юг – в Форли и Чезену. И раз уж мы заговорили о тарелках, нет сил не упомянуть об эмильской гастрономии. Сыр пармезан и пармская ветчина, моденский бальзамический уксус и сладкое вино Ламбурско, болонская большая вареная колбаса Мортаделла и густой красный соус Болоньезе – как «беден и безрадостен» был бы мир без этих полезных изобретений.

 

Чезена же в свою очередь знаменита, как город Римских Пап, дав миру сразу троих Пап, не говоря уже о папах Пап и первой публичной библиотеке в Италии. Соседний Форли – также старинный город, но любим мы его главным образом за нынешние достижения в виде международного аэропорта, куда из России летают авиакомпании – дискаунтеры.

 

Как бы замыкая круг, к юго-востоку находится прибрежный город Римини, незаслуженно получивший дурную славу «туристической помойки» на Адриатике. А ведь именно здесь родилась бессмертная фраза Гая Юлия “Alia jacta est” (лат. - жребий брошен), перешедшего вместе с войском Рубикон, устроив римскому Сенату первый в истории «Прошу прекратить заседание! Караул устал и хочет спать…». О былой славе города напомнят разве что декоративные остатки римской крепости, триумфалньая арка, да несколько городских ворот.

 

Далее на север тянется череда соляных прудов и утопающих в зелени каналов вплоть до самой Равенны, того самого «византийского фото на память», которое особенно оценят люди православные. По все той же иронии судьбы, так причудливо уделившей внимание Эмилии-Романье, новую славу ей составил выходец из враждебной Флоренции, изгнанный своим городом, мудрый и идеалистичный Данте Алигьери и его «Божественная комедия», пришедшийся ко двору местным правителям. Равеннцы были очень горды своим современником при жизни, но еще более, после смерти и по сей день гордо отказав одумавшимся флорентийцам в возврате мощей великого поэта. От того наверное в Тоскане изящная литература уступила место живописи. И наоборот, лишь в наше время началось возрождение некогда знаменитого равеннского мозаичного искусства.

Оригинальная ссылка : http://up2you.ru/ArticleEdit/artid277

Особое место Эмилия-Романья занимает в новой истории. Здесь буквально все пропитано духом Рисорджеминто – национально освободительной борьбы итальянского народа против иностранного и религиозного гнета, приведшей к объединению Италии, спустя более чем полторы тысячи лет феодальной раздробленности. Каждый километр выросших на осушенных малярийных болтах, поросших высокой травой и ивами песчаных дюн хранит память легендарного похода гарибальдийцев. И эта память тут бережно поддерживается на должном тотемном уровне. В этом вопросе у области есть достойный союзник – «карманное» микро-государство Сан-Марино к западу от Римини на горе Титано. Эта самая старая из существующих Республика оказалась единственной, кто не побоялся дать защиту Гарибальди и его людям. И хотя санмаринцы на своей горе с карикатурными крепостицами культивируют имидж непобедимости, он больше напоминает анекдот про Неуловимого Джо, которого не то чтобы не могут поймать, просто он особо никому не нужен.

 

О другом тотемном уроженце Эмилии-Романьи страются не упоминать – это Муссолини. Выросший на еще свежей памяти дел гарибальдийцев, а в молодые годы выступавший в рядах социал-демократов бузатер Бенито пошел по кривой дорожке и связался с дурной компанией, а за ним и вся Италия. И снова величие Империи дорого обошлось Эмилие-Романье. Паровым катком ковровых бомбардировок по ее городам прошлось наступление союзников-освободителей. И лишь Проведение, хоть и с шутками хранившее эти места, да тонкое чувство прекрасного, присущее итальянцам позволили не только не утратить величайшие драгоценности европейской культуры, но и воссоздать полуразрушенные города. При этом удалось не только не изуродовать современной застройкой старинные улицы, где новое является лишь гармоничным продолжением старого, а не его утилитарным антиподом, но и превратить Эмилию-Романью в самый успешный регион страны, с развитой инфраструктурой и хорошей экологией, привлекающей туристов не меньше, чем богатое культурное наследие.

 

Все это, лишь общая информация о регионе, пережившем без фатализма, присущего птице Феникс, целую цепь перерождений. Если вы уже бывали в Стамбуле, с его сколь великими, столь и жалкими останками великой культуры, то по достоинству оцените равеннское «фото на память» о великой культуре Восточной Римской империи и можете быть уверены, вам не хватит ни часа, ни дня, чтобы увидеть все это великолепие и осмыслить его значение. Что уж говорить о всем регионе. А значит, есть смысл рассмотреть возможные маршруты и варианты целенаправленного путешествия по региону Эмилия-Романья, как в прочем и по большинству областей Италии – этой общеевропейской страны-музея под открытым небом.

Оригинальная ссылка : http://up2you.ru/ArticleEdit/artid277