закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяСтраныАзияРоссия → Ах, этот милый-милый Плёс

 

Забыли пароль? Регистрация

Ах, этот милый-милый Плёс

Москва-Иваново-Плес

ФОТО

28 сентября 2009 г.

Автор: береза

Дата начала: 11 сентября 2009 г.
Дата окончания: 13 сентября 2009 г.

 

 

Я очень занята, работаю много…
Чтобы нажить капиталы…
и вынырнуть из пучины грошовых забот
и мелких страхов,
для меня остался только один способ –
безнравственный.
Выйти замуж за богатого старика
или ограбить банк.
А так как это невозможно,
то я махнула на свои дела рукой
и отправилась в Плес…


Я посмела в качестве предисловия чуть-чуть перефразировать строки из письма Чехова. Они мне понравились, прежде всего, своей насущной актуальностью.
А причем здесь Чехов, спрашивается? А об этом я расскажу чуть позже…

Как давно мне хотелось в Плес, как он меня манил! Начиталась об его удивительных пейзажах, березовых рощах и все мечтала побывать в этом чудесном, маленьком городке.
Этим летом запланировали съездить туда на выходные в начале августа.
Собирались день провести в Костроме, другой в Плесе. Но один хороший человек на форуме написал, что в Плесе нужно побродить хотя бы вечер и утро застать, мы и решили последовать его совету.
По разным причинам в августе поехать не получилось, перенесли поездку на середину сентября. Подумали, даже к лучшему, народу меньше будет и суеты, лагеря детские разъедутся. Главное, чтоб погода не подвела, хотелось застать осень в золотом Плесе.
И вот, наконец, билеты куплены, рюкзак собран и в путь! Компания у нас подобралась солидная: дама кустодиевского типа пенсионного возраста, дама гламурного типа глубоко пенсионного возраста и я, «самая юная и красивая» спортивного типа предпенсионного возраста. Я их соблазнила Плесскими красотами и даже представить не могла, что они окажутся такими дивными.

С базированием вопрос разрешился довольно просто и неожиданно.
Т/б Плес даже с ее 700 руб. в сутки с 3-х разовым питанием не стали рассматривать из-за ее неудобного расположения,
С частным жильем тоже сложно определиться, не зная условий
Был еще вариант 3500 руб. в сутки (без питания) за коттедж на 3-6 человек.
Цена нас не вдохновляла.
В санатории Актер (1300 руб.) свободных мест не было до 26 сентября, женщина, взявшая трубку, предложила нам свой дом, без хозяев, вода холодная и туалет в доме - 400 руб. с человека.
Вот на этом варианте мы и остановились.
Билеты покупали до Иванова, от него удобнее ехать в Плес, чем от Костромы. Поезд отправляется в 22.05, прибывает в 4.45. Есть еще один поезд через Иваново Москва-Кинешма, но он отправляется слишком поздно, в 0.20.
В полной темноте мы протопали в здание вокзала с невеселой перспективой сидеть в зале в ожидании автобуса 2 с лишним часа. Но ивановские таксисты тоже активно предлагают свои услуги, мы и договорились за 1000 руб. на троих.
До Плеса домчались менее чем за час, но с таким экстримом, что перетрухали всерьез, даже подремать не получилось. Густой плотный туман окутал дорогу, и видимость была, дай бог, 2 метра. Водитель, молодец, машину вел уверенно, лихо выруливал на виражах и в 6 утра мы стояли на площади со старой церковью, не успев толком прийти в себя. Нас встречали и проводили к месту нашего пребывания.
Самый большой его плюс в том, что дом находится в 5 мин. ходьбы от автостанции.
Всем, кто живет в бутиках-отелях или в том же Актере в районе исторического центра, в день отъезда приходится подниматься в гору с поклажей и идти минут 20-25. Городского транспорта в Плесе нет, и горожане передвигаются пешком.

Плес нас очаровал совершенно, да он и не может очаровать.
Мощеные булыжником улочки и булыжные спуски, каменный мост через речку Шохонку, старинные белые дачи, дворянски усадьбы с колоннами-портиками, деревянные дома с кружевом наличников и водостоков, маковки церквей на холмах, буйство ветвистых яблонь и рябин с крупными гроздьями красно-сочных ягод, сиянье осенней листвы, удивительный простор воды и неба.
Главная улица застроена, в основном, двухэтажными каменными особняками, выстроенными в стиле провинциального классицизма. Они прямоугольны и симметричны, оштукатурены и побелены, и стоят себе такие уютные и беленькие, как будто сахарные.

Рядом с домом, где мы остановились, сохранился старинный парк с заброшенным домом отдыха. Он был построен еще в 1922г. для работников-текстильщиков. Редко увидишь такие деревянные сооружения в стиле модерн,3 деревянных 2-х этажных корпуса с верандами, шатровыми башенками со шпилями, ажурным декором. Было бы очень интересно узнать, кто автор такого чуда.
Следующим утром я облазила все уголки этого бывшего дома отдыха.
Разрушенные террасы и хозяйственные постройки, железные остовы качелей,заросшие аллеи и засыпанные листвой тропинки. Они хранят молчание и некую таинственность о былых временах.
Только надписи на стенах типа: «Лешик, ты лучший!», «Плес рулит!», «Все лохи!!!» и т.п. возвращают тебя в реалии сегодняшнего дня.

В первую очередь мы отправились искать музей Левитана.
И опять, стыдно признаться, до последнего времени я ничего об этом художнике не знала. Даже имени, не говоря уже о названиях картин.
Перед поездкой, я прочитала много интересных материалов о Плесе и о Левитане, и особенно я благодарна Грете за ее замечательный очерк «Золотые туманы осени»
http://greta105.narod.ru/ops/ring/cruise/plios.html
После его прочтения я узнала о судьбе Левитана, о том, что дружба с Чеховым освещала всю его жизнь, о том, что есть изумительная повесть Паустовского «Исаак Левитан».

То письмо, которое я перефразировала в начале своего повествования, Чехов писал своему издателю перед тем, как приступить к рассказу о жизни обывателей, который потом обозначил «Попрыгунья». В сюжете этого рассказа Чехов использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

Накануне Левитан приглашал Чехова, щепетильнейшего, вечно нуждающегося в деньгах, приехать к нему.
"Приезжай, половина расходов по пути мои. На, давись!". Тоже очень актуально!
А Чехову, как всегда, - не до отдыха.
Чехов напечатал рассказ, и Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, и, говорят, даже собирался вызвать Чехова на дуэль.

Они были очень разные - Левитан нервный, импульсивный, порывистый, Чехов напротив, сдержанный, вдумчивый. Он часто подтрунивал над Левитаном. Особенно попадало Левитану за его красивое арабское лицо. И в письмах своих Чехов часто упоминал о красоте Левитана. «Я приеду к вам, красивый, как Левитан», «Он был томный, как Левитан».
Ироничный Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко. «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас». Даже картины Левитана различались, - одни были более левитанистее, одни менее.

С него писал Иисуса Христа В.Поленов для своей картины «Христос и грешница».

Они родились в один год, оба были бедными студентами, оба добились успеха и признания, оба были увлечены Ликой Мизиновой. Оба были красивы и самолюбивы и оба были безнадежно больны и пережили друг друга совсем ненамного. Левитан умер на рубеже веков, в 1900г., Чехов в 1904. И лежат они рядышком на Новодевичьем кладбище.

На всех прижизненных фотографиях и портретах Левитан выглядит старше своего возраста лет на 20.
Уж очень тяжелой была его жизнь. Рано потерял родителей, остался один на улице, был беден и почти нищ. Долгая пора скитаний, унижений, беспросветной нужды. Два раза, в 19 лет и в 32 года, был выслан из Москвы, потому что был евреем. Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа, - это было делом коренных русских художников
Левитан даже не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания.
Я и не думала, что и 100 с лишним лет назад, затрагивался этот вопрос.

В музее Левитана нам здорово повезло с экскурсоводом, ее проводила именно та женщина, о которой мне рассказывала Наталья – немолодая, с красивыми волнистыми волосами, зовут Агнесса Ивановна. Если кому посчастливится ее послушать, не пожалеете. Впервые слышала аплодисменты в музее после экскурсии.

Из всех полотен в экспозиции музея я выделила три:

 

  • «Над вечным покоем» - одна из самых мрачных и, вместе с тем, самых значительных его работ. Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша Бетховена. И сам он писал: «В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием».

 

  • «Тихая обитель» - когда эта картина появилась на передвижной выставке 1891г. имя Левитана было на устах всей интеллигентной Москвы. Люди приходили на выставку только для того, чтобы еще раз увидеть картину, говорившую что-то важное их сердцу, и благодарили художника за этот тихий уголок земли русской.
  • «Вечер. Золотой Плес» - тоже один из шедевров Левитана. Глядя на нее, создается ощущение умиротворенной тишины, мягкое сиянье предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой.
    И видна часть белого каменного дома с красной крышей, того самого, который снимал Левитан у купца Грошева в первый свой приезд.


Картины Левитана вызывают такую же грусть, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.
Левитан был художником печального пейзажа, а пейзаж печален всегда, когда печален человек.

Самый старый храм города расположен на Соборной горе, построенный в 1699г. в честь Успения Пресвятой богородицы. У собора восьмигранная колокольня с изящной луковкой у основания.
Напротив входа в собор здание присутственных мест, тоже старинное, в путеводителе значится 1786г. А памятника великому князю московскому Василию I, основателю города нет, увезли в Москву на реставрацию.
Соборная гора – это высокое, довольно широкое плато, где шумят вековые березы, наверняка, они помнят Левитана.
С северной стороны угадываются остатки крепостного вала, а по всему периметру рабочие устанавливают деревянную ограду в виде симпатичного плетеня из свежеструганой ели. У спуска на набережную нас поразила невысокая раскидистая яблонька, на ней переливались ярким пурпурным цветом маленькие яблочки, мы их назвали райскими. Яблонька эта выглядела как на картине с библейским сюжетом. Она привлекала внимание всех прохожих туристов, кто-то заботливо поставил возле ее ствола лесенку, и все, кому не лень, залезали на нее и фотографировались. Ну, и, конечно срывали плоды, я тоже залезла, потому, как невозможно было удержаться.

Милая Заречья Слобода в долине Шохонки, все те же дома-терема с резными наличниками. Какое-то внутренне чутье вывело нас в узкий проулок с высокой деревянной лестницей с двумя пролетами, ведущей вверх. Не поленились, поднялись. Пес-дворняга грозно облаял нас, а по мере нашего приближения спрятался за углом, трусливо поджав хвост.


На пологой площадке мы сидели на скамейке под ветвистой березой. Далеко внизу зеркальная гладь Волги, перед нами Соборная гора, на темно-зеленых холмах налеплены разноцветные домики, бескрайнее голубое небо с белыми барашками облаков. Если бы добавить настояящих барашков с пастушком, получилась бы трогательная картинка-пастораль.
Экскурсовод в музее Левитана сказала нам, что более чем за 100 лет, вид городка с Волги не изменился.
Рядом аккуратный домик, выкрашенный веселой желто-зеленой краской, в окне стройный ряд 3-х литровых банок с молоком. Ах, как хотелось отведать парного молока. Мы даже покричали хозяйку, но так и не дождались ее появления. Женщина в платке, смешно окая, сказала нам: "Ушла, навернОе, кОрОву дОить".
Мы продолжили свой путь, и опять какой-то неведомый проводник вывел нас к церкви Воскресения Христова, которая находится на Левитановой горе.
Церковь деревянная 17 в., перенесенная сюда из села Билюково взамен сгоревшей в 1903г., той самой, которую запечатлел Левитан в своей знаменитой картине «Над вечным покоем».
Церковь реставрируют, купол уже закончен, его резные чешуйчатые лепестки на солнце кажутся искусной вышивкой на льняной ткани. Вниз мы спускались уже другой дорогой, по широкой красивой лестнице с беседками на каждом марше и лавочками для отдыха.


По улице Урицкого мимо игрушечной часовенки Святителя Николая (1892г.),
мимо музея Левитана мы снова вышли на набережную, полюбовались купеческими усадьбами, дворянским домом с колоннами и флигелем, модерновым особняком в викторианском стиле. Все эти дома принадлежат сети частных отелей с красивыми названиями: "Соборная слобода", "Корниловское подворье", "Граф Лев Толстой".
На центральной площади есть еще одна церковь Воскресения Господня, только она каменная, с пятью куполами. Ее построили в 1817 г. на пожертвования горожан в знак признательности героям Отечественной войны. И сейчас она находится в довольно плачевном состоянии.

Далее мы направились по улочке Ленина, такой колоритной и живописной, чтобы в очередной раз подняться по каменной горке и выйти к городской больнице. В списке достопримечательностей больница значится, как «Комплекс зданий городской больницы 1898г.» и я решила, что это тоже интересно. И, действительно, она нас не разочаровала, а подарила еще несколько приятных минут.


Кирпичные красно-белые аккуратные корпуса смотрелись ярко и празднично, как сказочные царские палаты. Через ворота мы вышли к тыльной части корпуса, который стоял на высоком крутом берегу, откуда открывался замечательный вид на Волгу. В зарослях кустарника стояла гипсовая статуя девочки-пионерки и, как будто, ожидавшая нас, престарелая скамейка. Мы сидели молча и наслаждались тишиной.
Наверное, не часто встречаются такие места, когда чувствуешь, что оказался в другом временном пространстве, переместился на полвека назад.

У Паустовского есть замечательные слова, которые я прочитала в его повести о Левитане.
«Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны,засыпанные листвой,пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.
В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все - города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины».

А потом мы пошли искать церковь Преображения.
С набережной из-за деревьев ее не видно, спасибо проезжавшему на велосипеде мужчине, он показал нам тропку вверх. Мы поднялись по дорожке, ведущей к каменному белому храму.
Он выглядит древним и величественным со своими монументальными ротондами, завершающими и храм и колокольню.
Перед входом старинный погост с надгробными плитами и крестами.

Надпись на одном камне нас просто изумила:
«Подъ симъ камнемъ погребено
тело купеческого сына жены
Клеопатры Ивановны Частухиной
урожденной Корниловой
Родилась 1802г. октября 13 дня
Скончалась 1837г. августа 10 дня
в супружестве жила 16 лет 3 месяца и 17 дней»

До нас не сразу дошло, что здесь покоится молодая женщина 35 лет, невестка наиболее процветающего в те времена плесского купца-льнопромышленника,
крупного владельца полотняных фабрик Частухина.

Мы заглянули в церковь, там гулко и пустынно, реставрируются фрески, такие яркие, как будто живые.
А когда мы покидали это удивительное место, нас догнала девочка лет 7-8, чтобы отдать забытую мной книгу о Плесе. Она была в платочке, с необыкновенными ясными глазами и с красивым русским именем Лиза.

Близится 600-летие Плеса, которое будет проходить в 2010г. Город преображается, ремонтируются дорог, и новые пешеходные дорожки, вдоль набережной восстанавливают беседки, на Левитановой горке и Соборной горе появляются смотровые площадки.

В 1902г. писатель Северцев-Полилов опубликовал очерк, в котором писал
«Будь этот городок где-нибудь за границей, на Рейне что-ли, о нем прокричали бы все путеводители, сюда совершались бы экскурсии, устраивались бы прекрасные помещения для туристов, вымостили бы городок… Немало в Плесе памятников старины, но о них заботиться некому».
Наверное, тогда впервые прозвучала идея о превращении Плеса в туристический объект.
Нам рассказывали, что в Плесе хотят построить горнолыжные трассы с фуникулером, ипподром, аэродром для малой авиации. Не знаю, во что тогда превратится тихий, уютный Плес? В очередной фешенебельный курорт с дорогостоящей ифраструктурой?

А мне бы очень хотелось приезжать сюда и весной, и летом, и осенью.
Для меня он показался кусочком рая на земле, душа просто отдыхает в этом месте, я это почувствовала, как нигде.Погода была чудная, сухая и солнечная. Мы приехали в Москву посвежевшие и даже загоревшие.
Сюда надо обязательно приехать, хотя бы один раз, увидеть и понять все самому.
Наверное, я долго буду вспоминать тот домик, в котором мы ночевали, огромную яблоню под окном и миску с антоновскими яблоками с матовыми желтыми бочками на столе.

Разные разности.


Обедали в кафе «Жемчужина Волги» на набережной от причала по правую сторону. Сунулись было в тратторию по совету Натальи, где кофейня на 2-ом этаже, уже и расположились, но нас вежливо попросили, т.к. ожидали тургруппу. В Жемчужине готовят вкусно, выбор большой, цены приятные, от 150-250 руб.
Магниты с видами Плеса и пейзажами Левитана дорогие 60-85 руб.
Вкусные молочные продукты. Пирожков от местных бабушек не встречали, в магазине здоровенные рогалики с маком 3.80. и очень вкусное мороженное, по-моему, оно там все вологодское. Магазины стилизованы под деревенские сельпо с вывеской "Бакалейная лавка Бакакина", жаль, что внутри совершенно обычный торговый зал.
Зато закупились «мануфактурой». Редкая женщина устоит от буйства красок домашнего текстиля. В Приволжске дешевле, а в Иванове еще дешевле!


Музей Пейзажа – 40 руб., Музей Левитана – 60 руб. Для пенсионеров совсем смешные деньги 10 и 20 руб. Музей «русская изба» и «Музей древнерусской семьи» - 90 руб. (2 экспозиции).


Речная прогулка на моторной лодке 300 и 500 руб. на 4 чел. Реальный местный бизнес.


Самое популярное занятие гулять по набережной, сидеть на берегу Волги и есть знаменитого копченого леща. Они на каждом шагу. У дома 77 по Советской, читала в отзывах, самая вкусная копченая рыба. Как раз напротив памятника Кошке.


Часто встречаются художники с мольбертами, приезжавшими в Плес на этюды.

Автобусные билеты Иваново-Плес, Плес-Иваново – 113 руб.
ж/д билеты (плацкарт) поезд 662/661 Москва-Иваново-Москва – 970 руб.
На удивление вагоны чистые, п/белье не рваное, чай в подстаканниках носят.

Из Плеса уезжали на автобусе, билеты купили на 17.50 (последний – в 19.50), решили подстраховаться, но приехали на удивление быстро, за час, а не за два, согласно расписания.
В день приезда ранним утром мы и заметить не могли на привокзальной площади высоченный постамент с огромной женской головой и с несоразмерной шапкой волос. Сразу вспоминается Гагарин у М. Ленинский проспект (кажется, его демонтировали, что-то не заметила последний раз), или в Риге тощая тетка, не помню ее имени.


Очень хотелось, хотя бы, визуально познакомиться с Ивановым, как-никак «Город невест», «Ситцевый край»!
Договорились с таксистом, он нас покатал немного по городу и вкратце рассказал о местных достопримах.
Так вот, женщину эту, с шапкой волос, зовут Ольга Генкина, ткачиха и, кажется, революционерка.
Удивили широкие проспекты, чистые улицы, ухоженные здания, в том числе и исторические.
Слышала не раз, что в Иванове смотреть нечего, но ведь Иваново входит в Золотое кольцо России.
Город старинный, образован в 1856г., ранее носил название Иваново-Вознесенск.

По учебникам истории помню, что в нем был образован первый в России Совет рабочих депутатов и стачку 1905г.
Очень красивое старое здание ж/д вокзала (1894), потрясающий Свято-Введенский женский монастырь, есть Дом-корабль, Дом-подкова, впечатляет комплекс зданий политехнического института.
Музей Ивановского ситца, естественно, был закрыт.