закрыть

Регистрация

 

 



закрыть

Забыли пароль?

Введите ваш адрес электронной почты – мы вышлем вам новый

  


закрыть

Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите короткую процедуру регистрации

 

Забыли пароль?

ГлавнаяПолезные советыДеньги → Что нужно знать об аренде авто за рубежом

Что нужно знать об аренде авто за рубежом



ФОТО

26 августа 2014 г.

Автор: SABy

 

Сегодня мы поговорим об аренде авто. Я не буду рассказывать о преимуществах самостоятельного передвижения на автомобиле - это ваш выбор - скажу только, что без автомобиля я не смог бы увидеть и десятой доли тех стран, городов, и достопримечательностей, которые я посетил, благодаря свободе передвижения. Есть, правда, и несколько минусов - во-первых, это недешево, а, во-вторых, очень обидно, находясь, например, в Германии или Чехии, употреблять пиво (ну, или в Италии и Франции вино) только поздно вечером, уже поставив авто на стоянку.
 

 

Итак, что необходимо (или крайне желательно) для аренды авто:

 

 

  1. водительские права российского образца, лучше пластиковые
  2. международное водительское удостоверение
  3. уверенное умение водить авто
  4. кредитная карта, а лучше две - разных эмитентов
  5. автомобильный навигатор с предварительно загруженными картами навигации



С российскими правами все понятно, а вот с международным водительским удостоверением (сокращенно - МВУ) часто возникают вопросы на форумах. Лично у меня никто ни разу МВУ не спрашивал, хотя оно у меня есть. Кратко можно сказать следующее: оно (МВУ) может вам понадобиться при аренде авто в некоторых странах в крупных международных фирмах (о них позднее) и, наверняка, понадобиться при, не дай Б-г, ДТП.



Получить МВУ не сложно. Для этого придется потратить полдня и тысячу рублей. Ну и не забудьте, что вам понадобится медицинская справка, а ее сейчас нужно обязательно заверять в стационарном нарко- и псих- диспансере по месту жительства, кроме того инспектор должен проверить справку (в моем случае он позвонил по номеру телефона со справки, назвал мою фамилию и попросил продиктовать номер документа) - эти справки являются документами строгой отчетности).
Но мы отвлеклись. Перейдем к пункту “умение водить авто”. Обычно считается, что если вы водите в Москве, у вас нигде не будет проблем. Это не совсем так. Я не буду рассказывать об особенностях вождения в Египте или Китае, у меня нет такого опыта, но в Египте я бы точно сам не стал ездить, а расскажу о старушке-Европе. Самое главное: вы должны вести себя в соответствии с двумя правилами, противными самому существу советско-российского обывателя: “правила нарушать нельзя” и “человек человеку друг, товарищ и брат”.
 


Соблюдение второго правила должно приводить к тому, что включение поворотника перед перестроением должно стать для вас приказом “уступи дорогу”. Например, у некоторых немцев можно заметить манеру мигнуть поворотником и сразу начать перестраиваться, даже не удосужившись “убедиться в безопасности маневра”. Пару лет назад я стал свидетелем (чудом не став участником) ДТП на автобане в Баварии. Два автобана слились в один, и фуры с левого из них, оказавшиеся в третьем ряду, вынуждены были перестраиваться в правые два (это только у нас дальномеры и автобусы в левых рядах разъезжают). Водитель грузовика включил поворотник и, не глядя, пошел вправо, подмяв под себя ехавшую передо мной легковушку, выскочившую у него из мертвой зоны. Кстати, еще нюанс, который надо запомнить, всегда соблюдайте дистанцию, а при резком торможении, чтобы не собрать “паровозик с вагончиками”, одновременно включайте аварийку (если это не умеет делать ваше авто, самостоятельно). Напомню, что в Германии на автобанах нет ограничения скорости. Совсем нет. Совсем. Мой рекорд невелик - 210 км/ч, но у меня семья и дети.



Что касается правил, то их соблюдение позволит вам сохранить деньги, время и нервы. Ваши нарушения регистрируются камерами видеофиксации, и у вас нет шансов отвертеться от штрафов, а штрафы в Европе немаленькие.
За нарушение ПДД я еще ни разу не наказывался, но знаю случаи, в том числе и непреднамеренного нарушения правил и соответственно “попадания на деньги» в насыщенных трафиком крупных городах Италии и Франции.
На всякий случай скажу, что знаки у нас и в Европе/Америке одинаковые, непривычные ранее правила проезда кругового перекрестка у нас привели в соответствие, осталось только разрешить как и там поворот направо на красный сигнал светофора. Ну и нелише повториться, что правила следует соблюдать даже в мелочах, даже в такой “ерунде”, как соблюдение ограничительной черты перед светофором.



Чуть более подробно остановлюсь на правилах парковки.

 

Бывают бесплатные парковочные места, платные наземные и подземные паркинги. Я всегда останавливаюсь в отелях со своей парковкой, предпочтительно бесплатной, а в городах, если есть такая возможность, пользуюсь подземными паркингами, хотя это может быть и не самое дешевое удовольствие - от 50 евроцентов до 4 евро в час. Естественно, чем ближе к центру, тем дороже.
С подземными паркингами все понятно, они уже давно не новость у нас в стране, так что у вас есть возможность потренироваться. Хотя в Европе не везде они достаточно просторные. Например, в отеле в центре Люксембурга, прежде чем разрешить мне воспользоваться отельным паркингом, у меня узнали марку моего авто и объяснили, что к ним не любая машина влезет. Так что это надо учитывать.



Бесплатный наземный паркинг в городах Европы надо еще поискать, а вот за городом, в том числе рядом с популярными достопримечательностями, обычно паркинги бесплатные.



Лучше не оставлять авто на ночь на открытом бесплатном паркинге. Даже в Европе, в любых, самых благополучных странах, никогда не оставляйте вещи в машине на виду, там тоже бьют стекла и воруют.
Не дай вам Б-г припарковаться на местах для инвалидов, штраф обеспечен, а, например, в Чехии при парковке на местах для инвалидов или местных жителей, вы можете легко оказаться без стекол, или с царапиной, или даже с порезанными колесами.



Как в общем-то и у нас, цвета линий означают следующее:

 

  • Желтая – парковаться нельзя.
  • Белая – бесплатная парковка.
  • Голубая линия – платная парковка.


Бывают еще зеленые линии - это для местных (точнее иногда можно и вам, но это будет дороже стоить и надо искать паркомат, в общем, лучше не надо).



Если паркинг платный, надо найти паркомат, оплатить нужное вам количество часов и положить талончик на “торпеду” так, чтобы его было хорошо видно снаружи через лобовое стекло, иначе - штраф. Имейте ввиду, что паркоматы не принимают крупные купюры, лучше иметь при себе мелочь. У нас был один не очень приятный случай, когда у нас не было с собой мелких денег, ранним утром мы искали, как бы их разменять, и местная девушка, увидев наши мучения, заплатила за нас. Посмотрите на паркомате внимательно “часы работы”. Часто бывает, что какое-то время платно, а какое-то бесплатно, или бесплатно только первые 2-3 часа. Еще первые 15 минут всегда бесплатно, да и опоздание на 5-7 минут к окончанию времени оплаты вам ничем не грозит. Также по истечении времени вы не обязаны “убегать”, пока вы в машине, никто вам ничего не скажет.


Еще обратите внимание, что в бардачке арендованной машины всегда есть картонные часы. На парковке с ограниченным бесплатным временем надо выставить на них время покидания авто, и также положить их на “торпеду”.



У нас был случай в Дании, когда на, вроде бы, бесплатной парковке с непереводимой табличкой “2 times free” мы в итоге “прикупили” картонные часы за 80 евро (нам их вложили в конвертик со штрафом). Очень часто сейчас я начинаю с того, что осматриваю соседние авто на предмет наличия талончиков или паркотаймеров и делаю так же.
В общем, с парковками разобрались. Идем дальше. У кого арендовать авто?
 


В этом вопросе существует несколько вариантов. Есть основные мультинациональные компании, компании поменьше и разного размера локальные конторы.



Первая категория - Hertz, Sixt, Avis. Есть конторы поменьше - Europcar, Budget, Alamo, EasyCar, EconomyCarRentals и множество других. Честно признаюсь, со вторыми я дел никогда не имел (разве что самый первый мой опыт аренды авто за рубежом был в США в конторе Dollar Thrifty).



Вообще говоря, имеет смысл арендовать авто заранее через интернет и сравнить цены у нескольких прокатных контор. Я, исторически так сложилось, арендую у Хертца (за что поимел скидки, акции и золотую клубную карту). Базовые их цены достаточно высоки, но у них много скидочных программ, например, вы получаете скидку в 10-15% при наличии банковской карты (Сбербанка, Альфабанка, Ситибанка и некоторых других). Основное преимущество больших компаний - надежность, ответственность и качество парка автомобилей. Например, в Германии Хертц мне выдавал только Мерседесы (А, B и С класса) в идеальном состоянии. Или, например, когда в аэропорту Мадрида Барахасе почему-то не оказалось забронированного мной компактного авто с АКПП, мне выдали то, что было с автоматом - BMW 525 Дизель.



А вот у местных прокатных контор я брал авто в Израиле, и на греческих Халкидиках, и Крите. Все три раза авто были явно не молоды, со множественными ссадинами и ранениями. А в Израиле, я уверен, что именно по вине прокатной конторы, на авто стояла резина, отбегавшая свой ресурс, так что у меня на единственном там платном идеального качества автобане на хорошей скорости шина просто разлетелась (и за это с меня взяли 70 долларов; я посчитал, что при аренде у Хертца то на то и вышло бы). Зато в Греции прокат у местных контор действительно получался намного дешевле.



Следующая сложная тема - страховка, но прежде чем перейти к ней скажу пару слов о банковских картах и навигации.
Ни одна нормальная контора не выдаст вам авто без наличия кредитной/дебетовой карты. Так они страхуются на случай, если им с вас понадобятся дополнительные средства (штрафы, оплата ремонта или удержание франшизы, топливо при возврате авто с состоянием бака меньше, чем при аренде и т.д.). Более того, если у вас предоплатный тариф (хотя, у меня в Хертце оплата после возврата), у вас с карты не только списывают стоимость аренды, но и блокируют некую сумму, зависящую от стоимости авто и франшизы. Например, при аренде упоминавшейся ранее BMW в Мадриде, у меня потребовали две разные пластиковые карты, и на одной из них, при стоимости аренды 230 евро, заблокировали 850 евро. Так вот, если вы используете не дебетовую (например, зарплатную), а кредитную карту, то на ней блокируются не ваши деньги, а деньги банка, причем это вам ничего не стоит, а средства через некоторое (иногда довольно длительное) время разблокируются. Обратите внимание, что вы без проблем сможете получить кредитную карту в любом крупном банке Москвы с кредитным лимитом примерно равным вашему месячному окладу.



Теперь о навигации. Несмотря на то, что очень часто вы можете взять авто с навигатором, я настоятельно рекомендую брать навигатор с собой. Так вы будете освобождены от необходимости разбираться с новым продуктом, в котором , наверняка, не будет русского языка, и можете еще дома проверить, что все работает. Правда, навигатору надо “доверять, но проверять”. То как нас водил навигатор по Криту - это “ужОс”, даже пытался с обрыва скинуть, но самое неприятное было в Германии. Мы должны были из Кельна доехать до аэропорта Дюссельдорфа для вылета домой, но как назло основной автобан, по которому проходили все прокладываемые навигатором маршруты, был перекрыт на ремонт на 3 дня. Сделав в течение часа несколько безуспешных кругов в районе нужного нам съезда и поняв, что мы опаздываем на самолет, я выключил навигатор и поехал через город примерно на север. К счастью все обошлось, и мы успели, но этот случай обогатил меня дополнительными навыками. Правда мы не успели заправиться, чтобы сдать авто, как договаривались, с полным баком, но это с удовольствием сделала за нас прокатная контора за двойную (учтите!) цену. Есть немало хороших программ навигации - iGo, TomTom, Garmin, Destinator. Я использую iGo8 либо новую версию iGo Primo. Также я читал массу положительных откликов о программе TomTom. Раз в полгода происходит обновление карт, и я их закачиваю (обычно с торрентов). Могу при личном общении порекомендовать пару форумов со ссылками на “бесплатные” программы навигации (но не забывайте, что нарушение авторских прав преследуется по закону).



Теперь все-таки перейдем к страховке. Сначала - терминология.


Франшиза - ограничение вашей ответственности определенной суммой. Например, франшиза при аренде авто 700 евро - это значит, что при повреждении на сумму менее 700 евро стоимость ремонта полностью оплачиваете вы, а при повреждении на большую сумму ваши расходы ограничиваются размером франшизы. Например, вы помяли авто на 2000 евро - 700 евро платите вы, остальное страховщик.


Виды страховки:

 

  1. TLP (Third Liability Protection) или TPL (Third Party Liability). Это наше ОСАГО.
  2. CDW (Collision Damage Waiver). Это наше КАСКО с франшизой. Франшизу надо уточнить у прокатчика или посмотреть в договоре.
  3. SCDW (Super Collision Damage Waiver). Типа суперКаско - CDW с нулевой франшизой (иногда бывает с уменьшенной франшизой).
  4. TP (Theft Protection) или TW (Theft Waiver). Защита от угона.
  5. LDW = 2+4.
  6. SLDW = 3+4.
  7. PAI и SPAI (Personal Accident Insurance и Super Personal Accident Insurance). Страхование ущерба здоровью водителей и пассажиров.

 

П.1 включен всегда. П.2 и 4 обычно тоже включены по умолчанию, если - нет, надо взять, это недорого. П.3 надо уточнять, а если говорят, что включен, надо проверять по бумагам, что он действительно включен на бумаге, а не на словах. Стоит недешево. Например, при аренде авто класса Ford Focus в Дюссельдорфе на неделю весной 2012 года при стоимости аренды 250 евро, SCDW стоит 120 евро. Я обычно не беру, но это зависит от стоимости, если стоит меньше 50 евро, имеет смысл взять.


Также надо помнить, что страховка обычно не включает покрытие ущерба колесам (резина и диски).



Я, к счастью, не попадал в ДТП ни в России, ни за рубежом, поэтому на собственном примере не могу рассказать, как вести себя в этом случае, но полицию будет правильным вызывать при любом случае ущерба. Если что, не стесняйтесь обращаться за помощью к местным жителям - вам обязательно помогут, а от готовых проявить гражданскую позицию и быть свидетелем отбоя не будет.


Было, правда, дело, я чуть-чуть поцарапал зеркало на той же памятной BMW на одной из узких улочек Толедо, но все обошлось (то ли не заметили, то ли это не считается).
 


Кстати, самое время рассказать о процессе получения и сдачи автомобиля.



Как мы уже договорились, бронируем авто мы еще дома через интернет. Этому есть несколько причин - во-первых, мы можем выбрать компанию, у кого дешевле, во-вторых, интересующий нас класс авто (для меня это особенно важно, т.к. я управляюсь только с автоматической коробкой передач, а такого авто может не быть на месте, да и вообще компактные авто с АКПП быстро разбираются), в-третьих, в следующий раз нас может ждать скидка. Кстати, есть один нюанс, не знаю как у других прокатчиков, а вот у Hertz на арендованном в Германии немецком авто (BMW, Mercedes, WV) нельзя выезжать не только в “неблагополучную” Восточную Европу, но и в Италию. Прочитав об этом в условиях аренды (а я ехал с семьей из Германии через пол-Европы в Прованс на море), я позвонил в Московский офис Хертца и предупредил об этом, в итоге в Мюнхене вместо немецкого авто меня ждал захудалый Volvo XC60 (видимо, их в Италии не угоняют).



По прибытию на место, скорее всего ваша машина уже будет вас ждать. Дальше - очень важно - вне зависимости от того, насколько солидно имя прокатчика, и какая у вас страховка, вы должны внимательно осмотреть всю авто и внести все повреждения, включая мелкие царапины, в бумагу, являющуюся частью договора. Не стесняйтесь и не обращайте внимания на взгляды и слова сотрудников прокатной конторы - расплачиваться в итоге будут не они, а вы своими “кровными”. Не исключено, что в Европе вам предложат авто классом выше за ту же цену, вы не обязаны соглашаться, подумайте, удобно ли вам будет ездить на этом авто по узким улочкам некоторых европейских городов, и готовы ли вы переплачивать за повышенный расход топлива, а оно в Европе уже более полутора евро за литр. Кстати, в этом смысле дизельный двигатель в Европе всегда предпочтительней бензинового - дешевле и меньше расход, а дизельное топливо там - это не наша “соляра”.

Начав писать эту коротенькую статью, я и подумать не мог, что эта тема такая неисчерпаемая.

На что еще кроме аренды, парковки и бензина вам придется раскошелиться? Разумеется, на платные дороги. В большинстве стран Европы скоростные автомагистрали являются платными. Исключение составляет, пожалуй, только Германия. “Платность” дорог может быть двух типов - необходимость оплаты “на месте” при въезде или выезде с автомагистрали на специально оборудованных площадках со шлагбаумами и автоматами оплаты или/и в необходимости приобретения талона - разрешения передвижения по дорогам страны (всем или только скоростным). Такие талоны обычно называют виньетками, примеры - Австрия и Швейцария. Купить виньетку можно в киоске печати или на любой АЗС при подъезде к границе. После этого вы обязаны, следуя инструкции на ней, прикрепить одну ее часть на лобовое стекло (разумеется, переклеить ее нельзя, так как виньетка снабжена разрушающимся голографическим покрытием). Виньетки бывают на разные сроки действия (несколько дней, неделя, месяц и т.д.) уточните заранее. Интересный момент - австрийские автолюбители обязаны возить с собой в багажнике светоотражающий жилет, а австрийские гаишники любят это проверять, особенно у водителей авто с немецкими номерами, у которых на родине он не нужен. Поэтому на приграничных с Австрией немецких АЗС на кассе, кроме виньеток вы увидите и стопки эти зеленых жилетов. В прокатных автомобилях зачастую виньетки уже приклеены от предыдущих арендаторов, так что прежде чем покупать, посмотрите, нельзя ли на этом сэкономить (у меня такое случалось).
 


И осталось последнее - описать процесс сдачи авто. Сдавать авто лучше всего прямо в аэропорту. Дело в том, что при аренде авто в аэропорту с вас берут дополнительный сервисный сбор, а вот при сдаче - нет. Поэтому я часто по прилету добираюсь в отель на общественном транспорте, один-два дня гуляю по городу, а уже потом беру забронированное авто где-нибудь в городе (естественно, это продумывается заранее). Приезжаете в аэропорт вылета (указатели всегда понятно приведут вас в нужное место), показываете авто сотруднику компании, получаете бумагу - и все. Бывает и так, что вы улетаете глубокой ночью, и вас даже осматривать никто не будет, ставите авто на парковку, запираете, а ключ бросаете в специальный ящик на будке охранника. В этом случае не поленитесь и сфотографируйте авто, так, чтобы была видна дата, авто и какой-нибудь понятный ориентир, например, вывеска прокатной конторы. Один мой знакомый только при помощи этого фото смог доказать одной конторе, что он вовремя сдал машину. Ну, вот и все, счастливого пути!
 


Перечитывая то, что получилось, мне показалось, что я набросал много “страшилок”, и после прочтения этой статьи новичок еще больше испугается брать авто за рубежом. И все же, я рекомендую относиться к написанному мной по принципу “предупрежден, значит, вооружен”, а свобода и удовольствие от самостоятельного передвижения по в общем-то небольшой, но так насыщенной красотами и достопримечательностями, “старушке Европе”, я уверен, превысит все кажущиеся неудобства.



Октябрь 2011 г.
(Статья написана автором для корпоративного журнала)